Ох, не зря автор «Последнего танго в Париже» так долго отказывался от почетного кресла председателя жюри. Он и на сцену церемонии закрытия выкатился с выражением лица человека, которого отвлекли от важного дела ради сущих пустяков. Гран-при «Бродячим собакам» Цай Мин-ляна еще выглядел вполне логично (а признание тайваньского режиссера в любви Бертолуччи — трогательно и смешно). Но «Серебряный лев» за режиссуру греку Александросу Авраносу за «Мисс насилие» и Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль актеру фильма Темису Пану — выглядят как приступ острой слепоты. Кажется, в нынешнем конкурсе не было более спекулятивного и топорно-бесстыжего фильма, чем эта история о многодетном отце, насилующем и сдающем в сексуальное рабство собственных детей. На таком фоне оказывается незначительным и приз за лучшую женскую роль 82-летней Елене Котта за скромную драму «Улица в Палермо» о двух женщинах, столкнувшихся на узкой улице. Для звезды итальянских телефильмов 50-х приз — первая серьезная награда в карьере. А ее относительной ровеснице (английская актриса младше итальянской коллеги на три года) Джуди Денч, великолепно сыгравшей главную роль в «Филомене» Стивена Фрирза, остается рассчитывать только на «Оскар». Что касается самой «Филомены», то ей достался «Лев» за лучший сценарий.
Приз имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру получил 16-летний американец Тай Шеридан, составивший пару Николасу Кейджу в «Джо» Дэвида Гордона Грина. Этого, безусловно, одаренного актера до Венеции открыли сначала Терренс Малик («Древо жизни»), а потом Джефф Николс («Мад»). Впрочем, Шеридану, у которого в запуске сразу три новых картины, внимание точно не повредит. По-настоящему главному открытию фестиваля, картине немца Филипа Грёнинга «Жена полицейского» о природе домашнего насилия, достался, по сути, утешительный приз — специальное упоминание жюри.
«Святая Римская кольцевая автодорога», документалка о жителях римской окраины, действительно превосходила большинство игровых конкурсных фильмов. Но «Золотой лев» за круговой портрет римских маргиналов — путь в никуда. Мастеровитый, ровный во всех отношениях фильм не является ни новым словом в кинематографе, ни какой-то заметной вершиной среди себе подобных. Можно было б говорить, что таким образом Бертолуччи нашел компромисс, не решив, кому из фаворитов фестиваля отдать главный приз. Но, учитывая, что в итоговой ведомости награды смешались, как в доме Облонских, в решении председателя жюри угадывается не столько хитрая концепция, сколько глубокая усталость (если не сказать равнодушие) от кино. По крайней мере от чужого.
Нашим кинематографистам, не участвовавшим в борьбе за призы, остается только порадоваться за француза Робина Кампилло, выигравшего конкурс «Горизонты» с драмой о мигрантах «Мальчики с Востока», главные роли в которой сыграли российские актеры Кирилл Емельянов и Даниил Воробьев. К решению приложила руку российская актриса Ксения Раппопорт, работавшая в жюри «Горизонтов». Жюри, в которое входил Алексей Герман-мл., выбирало лучший дебют фестиваля. И приза имени Луиджи Ди Лаурентиса удостоился режиссер из Танзании Ноазу Деше за драму «Белая тень». Жюри покорила снятая при минимальном бюджете история альбиноса, убегающего от местных знахарей, собирающихся разорвать его на ингредиенты для лечебных снадобий.