Кроме Охлобыстина Тихомиров снимает небезызвестных Михаила Шаца, Тараса Бебича, Сергея Перегудова, модную манекенщицу Оксану Борисову и актрису Ольгу Толстецкую. Стройная блондинка изображает Петьку, на поверку оказывающегося женщиной. Это не единственный “нюанс” ленты. Сценарий настолько запутанный, что без пол-литра не разобраться.
На самом деле кино не только про героического полководца. Это “сюжет в сюжете”. Действие происходит в шестидесятые, женщина-фальшивомонетчица влюбляется в актера, который играет в фильме-римейке про Чапаева. А параллельно реальность разворачивается и в армейской дивизии во время Гражданской войны. Таким образом, у Охлобыстина три роли: Чапаева, актера в роли Чапаева и того же актера в реальной жизни.
Анка в финале погибает, переплывая Урал. А Чапаев выживает. И “Петька”, влюбленный в полководца, выплывает тоже. Они “семейно” начинают мирную жизнь. Хотя Чапай поначалу не понял, что его “оруженосец” — женщина, и считал бойца Васильева голубым.
— Не допущу педерастии в дивизии! — на крупном плане кричит Охлобыстин.
Автор считает, что создает не “одноразовое” кино, а качественную комедию “на века”. Жанр картины он определяет как “среднее между комедиями Гайдая и философской эксцентрикой Киры Муратовой”.
Хронометраж фильма планируется под два часа. Группе, несмотря на малый бюджет, удается снимать на хорошую камеру с хорошим светом. Оператор — знаменитый Сергей Юриздицкий — доволен своей работой. Седьмая часть картины уже сделана, творческий процесс продолжается. И если найдутся деньги, до Нового года ленту “Чапаев Чапаев” смонтируют. Сейчас в разгаре съемки массовых сцен “В пионерском лагере”. Режиссер ответил на несколько вопросов “МК” прямо на площадке:
— Виктор Пелевин и его роман “Чапаев и Пустота” как-то вдохновили вас на создание картины?
— Ничего общего мой сценарий с этим произведением не имеет. Своего “Чапаева” я написал гораздо раньше, чем Пелевин. В книге “Золото на ветру” фигурируют все персонажи. А триптих “Чапаев—Котовский—Махно” появился в моей мастерской четверть века назад. Один мой “нервный” приятель советовал даже на Пелевина в суд подать — за заимствование идеи. Конечно, я его тормознул. Просто Пелевин так же, как я, смотрел старое кино, и у него в голове это преобразовалось таким образом.
— Почему ваш финал отличается от знаменитой ленты братьев Васильевых?
— У нас Чапаев остается жив. Он входит в воду и роняет папаху, а Анка ее подхватывает и надевает на голову. Анку белогвардейцы по ошибке и убивают. Но на самом деле это практически самоубийство. Ведь незадолго до форсирования Урала пулеметчица “клеит” Петьку и обнаруживает, что тот — девушка. Она просто не хочет жить после такого разочарования. А Чапай выходит на берег, устраивается в клуб киномехаником. Там бесконечно крутят фильм братьев Васильевых. Почему такой финал? Как и всякий миф, миф о Чапаеве может иметь разные интерпретации. Я увидел окончание истории таким.
— Легко нашли общий язык с Иваном Охлобыстиным?
— Охлобыстин — гениальный актер и духовное лицо одновременно. Я практически сразу понял, что в роли Чапаева нужно снимать его. Преобразился актер в полководца легко, весело и с удовольствием. Он и в жизни не однобокий. Может быть серьезным философом, а может изображать из себя балбеса, ротозея и ловеласа, хотя целомудренный человек. Ему интересны пистолеты, оружие и литературно-кинематографическая романтика. Поэтому мы легко нашли общий язык. Тем более что герой — миф советской действительности Чапаев — фигура неоднозначная. Как и сам Охлобыстин.
— Какой главный посыл картины? Как сейчас говорят, месседж.
— Любой созидательный миф важнее исторической правды. Он создается общим сознанием, коллективной волей и служит механизмом выживания в трудное время. Таков миф о Чапаеве, ничего общего не имеющий с реальным персонажем. На самом деле Чапай был посредственным полководцем, раненным в попу и не сидевшим на коне. Правда, довольно смелым: на груди имелись четыре Георгиевских креста. Но благодаря занудной книжке Фурманова, которую я даже не смог толком прочитать, и отличному фильму братьев Васильевых создался миф, который существует в разных формах, в том числе и анекдотической.