Практически в любом видеосалоне Америки, Европы, Японии рядом с фильмами Бергмана, Антониони и Тарковского вы найдете картины Александра Сокурова. А на родине он мало знаком широкому зрителю и нелюбим коллегами. Сокуров раздражает манерой “усталого гения”, своими непонятными фильмами.
Сейчас на экраны выходит его новая картина “Александра” с Галиной Вишневской в главной роли. Картина, снятая в Чечне за тридцать дней, вполне доступна пониманию. Она обращена ко всем — вне политики и наций. “Александра” непостижимым образом проникает прямо в зрительское сердце, что не очень свойственно фильмам Сокурова. Сам режиссер, давший накануне премьеры эксклюзивное интервью “МК”, был на удивление прост. Он говорил голосом очень усталого и, в сущности, одинокого человека.
— Александр Николаевич, как в вашей жизни появилась Галина Вишневская?
— Это давнее мое впечатление. В первую очередь — от фильма-оперы 1966 года “Катерина Измайлова”, где Галина Павловна исполняла главную партию. Она была абсолютно адекватна музыке Дмитрия Шостаковича, адекватна материалу. Я увидел, что возможности у нее гораздо больше, чем дает и оперный жанр, и сам фильм.
И не понимал, почему к ней никто не обращается с предложением драматических ролей. А несколько лет назад мне позвонил Ростропович и предложил ставить с ним оперу. Я не без сомнений согласился. И таким образом оказался в их семье. Сам бы я никогда не решился сделать первый шаг. С первых минут знакомства с Галиной Павловной я почувствовал что-то абсолютно родное — обнял, и все… Очень люблю ее.
— Сюжет о бабушке, приезжающей к внуку-офицеру в Чечню, вы написали специально для нее?
— Если бы Галина Павловна не смогла сниматься, не было бы ничего. И историю я специально под нее писал.
— Чем она подвигла вас именно к такому сюжету?
— Ее упорство, внутренняя скрытая трагедия, которая есть в ней, в ее судьбе. Героиня фильма — как раз она: сила, оплаченная страшно дорогой ценой. Может быть, неадекватной тому результату, который вы видите на экране.
— Помните, когда предложили Галине Павловне роль?
— Я обещал, что напишу для нее сценарий и мы обязательно будем вместе работать. Она не очень в это верила. А потом я позвонил ей в Париж, где они в тот момент были с Ростроповичем. Рассказал ей сюжет, и она, ни секунды не размышляя, согласилась: “Я хочу это сделать. Но получится ли у меня?”
— А вам не страшно было вовлечь в такую работу пожилую женщину?
— Интуиция мне подсказывала, что все сложится хорошо, ничего плохого не произойдет. Вообще, съемки — каждодневная рутина. Она-то и есть тяжелая проверочная дорога для всех, тем более когда работа идет в непростых, прямо скажем, условиях. Вишневская работала чрезвычайно сосредоточенно. В паузах, когда, допустим, меняли свет, Галина Павловна надевала наушники и слушала музыку — записи Ростроповича, свои оперные партии. Она держалась потрясающе.
— Вишневская ведь пережила ленинградскую блокаду. Такой опыт немало стоит.
— Во время съемок Ростроповичу делали операцию. Я был свидетелем телефонного разговора Галины Павловны с ним. Она сказала: “Надо держаться. Это мой “Белый дом”. Я останусь здесь, пока не сделаю дело до конца”.
* * *