Самым первым иллюстратором Холмсинианы в 1887 году стал Дэвид Генри Фристон, пожилой и довольно известный художник. Но, очевидно, у художника и автора не совпали представления о герое. Англия познакомилась с Холмсом из “Рождественского еженедельника Битона”, где Конан Дойл выпустил “Этюд в багровых тонах”. К повести имелись четыре картинки. Как позже отмечали критики, первый Шерлок Холмс не выглядел ни сухопарым красавцем, ни интеллектуалом: маленькая голова и ручки, сам толстяк и здоровяк, в огромном пальто и цилиндре, больше похожем на горшок. Тем не менее журнал прекрасно разлетелся еще до Рождества по шиллингу за штуку. Кстати, год назад это издание, 1887 года, было продано на аукционе Bonhams за $37 000.
Каким бы достойным художником ни был Фристон, Конан Дойл оказался разочарован. Через год “Этюд” вышел отдельной книгой, и тут уже 29-летний писатель доверил рисовать Холмса своему отцу, Чарльзу Дойлу. Родитель Артура был артистом, художником, графиком, алкоголиком и, как потом выяснилось, сумасшедшим. Но Артур его очень любил, называл “человеком не от мира сего”, устраивал выставки его работ… Хотя иллюстрации Чарльза ко второму изданию “Этюда в багровых тонах” были явно неудачными. Бородатый папа Артура пририсовал бородку и Шерлоку Холмсу. Вся история в изображении Чарльза выглядит скорее комично.
Третье появление Шерлока Холмса — “Знак четырех” — тоже не представило миру достойного портрета. Настоящий Холмс родился в июле 1891 года. Главного Шерлока Холмса придумал художник, друг Конан Дойла, Сидней Пейджет. Он проиллюстрировал 37 повестей о великом сыщике! Все они выходили на страницах литературного журнала “Стрэнд”. Писатель тщательно контролировал работу художника и всегда оставался вполне доволен.
— Папа всегда говорил: рисунки Сиднея Пейджета — превосходные, — писала дочь Конан Дойла Джейн российскому художнику Леониду Козлову. — Но собственное представление отца о своем главном литературном персонаже было аскетичным и не столь красивым — с более резкими и крупными чертами лица.
Рисунки Пейджета стали каноничными, как икона. Именно после них Холмса стали представлять, рисовать, снимать и описывать как высокого, худого, скуластого человека в “крылатом” пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Ни то, ни другое у Конан Дойла не упомянуто; шапку такую вообще носили только в сельской глуши, она называлась “шапка для охоты на оленей”. Но именно такой Холмс запал читателям в душу. А когда в 94-м американский актер Вильям Джилетт сыграл сыщика на сцене, держа в руках изогнутую трубку в форме запятой, образ сложился окончательно.
Василий Ливанов, лучший Холмс всех времен и народов, рассказывал, что Игорь Масленников для своего фильма отбирал актеров, ориентируясь на рисунки Пейджета. И Ливанов подошел как нельзя лучше.
В дореволюционную Россию истории о Холмсе попали быстро. Николай II, так же, как и Корней Чуковский, читал книги Конан Дойла на английском. Уже в 1901 году на русском вышел трехтомник. Большое издательство Ефимова публикует книги о Холмсе с 1904 года, называя его Гольмсом. А первый восьмитомник вышел в 1911 году в издательстве Сойкина. Уже с этого момента приключения Шерлока Холмса широко издаются в России и далее в СССР. Холмсоведы говорят, что для красноармейцев специально издали “Собаку Баскервилей” в виде покетбука — чтобы в нагрудный карман умещалась. С середины 50-х книги о сыщике выходят повсеместно — с довольно бедненькими, в советском стиле, картинками на обложках или вовсе без картинок.
Первое послевоенное собрание (восьмитомник с черными обложками 1966 года) Артура Конан Дойла иллюстрировал отец Николая Караченцова — Петр Караченцов. Он был художником-графиком, много лет проработал в “Огоньке”, и внука Николая Петровича назвали в честь прадедушки. Рисунки Караченцова производят странное, мрачное, туманное впечатление — есть черно-белые, есть цветные — яркие, сочные, густые краски.
Еще один иллюстратор советского Холмса обладает не только знаменитой фамилией, но и именем. Его зовут Владимир Высоцкий. Этот художник — полный тезка поэта — изобразил Холмса в книге “Красным по белому” (“Этюд в багровых тонах”) в 1968 году. Известно об этом иллюстраторе только то, что он иллюстрировал “Одиссею капитана Блада” и другую детскую и приключенческую литературу. Бесконечное множество художников, чьи рисунки украшали советские брошюры о Шерлоке, тоже безвестно канули в Лету.
Появление многочисленных шаржей и карикатур точно определило: Холмс вошел в нашу жизнь окончательно и прочно. Самым известным (и плодовитым) из Шерлок-карикатуристов стал московский художник Леонид Козлов. “Холмс. 10 000 рисунков” — это первая книга, изданная в 1992-м. Предполагается издать еще семь томов. Что ж, Артур Конан Дойл выписал такой образ, что и на семьдесят семь хватит материала.