У нынешнего «культурного десанта» были предшественники. В начале апреля на протяжении нескольких дней в Крыму работали эксперты, направленные по линии все той же Общественной палаты РФ. Их целью было выявление возможных «болевых точек» в вопросах защиты и сохранения памятников культурного наследия в регионах-«новоселах».
Какие наиболее серьезные проблемы выявил крымский «рейд»? Об этом корреспондент «МК» узнал от одного из участников делегации – исследователя пещерных памятников, члена Русского Географического Общества Ильи Агапова.
– Нынешняя ситуация в Крыму с объектами культурного наследия потенциально очень опасная, – сразу предупредил мой собеседник. – Ведь все памятники на полуострове уже потеряли юрисдикцию украинскую, но формально еще не имеют юрисдикции российской. И если сейчас кто-то что-то с ними натворит, то виновника даже наказать за это невозможно!
Среди множества проблем, которые безотлагательно нужно решать на полуострове - определение статуса существующих здесь нескольких музеев-заповедников. В том числе двух крупнейших – Херсонесского и Бахчисарайского.
Херсонес успел еще до своей «деукраинизации» получить статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако после присоединения Крыма и Севастополя к России Минкульт Украины настойчиво заявляет об угрозе, якобы существующей в новых условиях для сохранности фондов заповедника, и необходимости в связи с этим организовать в Севастополе работу наблюдательной комиссии ЮНЕСКО.
– Генеральный директор музея Жунько во время встречи с нашей рабочей группой заверил, что все его «подшефные» памятники находятся сейчас в нормальном состоянии и никакой угрозы для них нет, – рассказывает Агапов. – Если в Херсонесе среди музейных сотрудников царит нормальная деловая атмосфера, то в Бахчисарайском музее-заповеднике ситуация куда напряженнее. Здесь недавно сменился директор. Конфликт между прежней «жесткой» дирекцией Бахчисарайского музея-заповедника и местными властями, бахчисарайским меджлисом, длился, судя по всему, давно. Когда мы общались с районной администрацией, там сильно критиковали теперь уже бывшего директора музея Науменко за его неуступчивость. Видимо, руководство местной администрации воспользовалось возможностями переходного периода в Крыму и через новые крымские власти сумело добиться смены директора музея «волевым решением».
Однако назначение на эту должность Эльмы Аблялимовой не все считают правильным шагом. Ряд общественных активистов «держит сторону» ее предшественника на этом посту – Валерия Науменко. В связи с его увольнением, вероятно, и часть старых сотрудников музея подаст заявления об уходе. Такая утечка кадров наверняка скажется: сейчас не понятна судьба научных проектов, которые разрабатывались музеем при прежнем директоре. Судя по тому, что мы там увидели, новым руководством принимаются какие-то поспешные организационные решения...
Бахчисарайский музей не успел до мартовских событий в Крыму оформить статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя необходимые для этого документы фактически уже были готовы. Что теперь будет со всей этой работой – не понятно. Не исключаю, что новая дирекция музея захочет сохранить для него сугубо местный статус: это, безусловно, выгоднее с точки зрения организации более активной хозяйственно-экономической деятельности на территории огромного музейного комплекса, включающего в себя многочисленные объекты, земельные угодья на территории Бахчисарайского района.
Меня, в силу моих профессиональных пристрастий, не может не беспокоить судьба пещерных памятников в Крыму. Проблема их сохранения, исследования, несанкционированного использования. Прежний директор Бахчисарайского музея-заповедника старался ограничить хозяйственное использование «подведомственных» ему пещерных городов, монастырей. Но сейчас экономические выгоды могут довлеть над научными интересами. Чем это угрожает? Например, кафе могут в пещерах открыть, меньше проводить исследований... Не забывайте, что в пещерных комплексах существуют сейчас и несколько действующих монастырей, храмов. В новой ситуации они получат возможность более активно вести в пещерах благоустройство, развивать свое хозяйство... И это может быть в ущерб памятнику. Только представьте себе: вдруг, например, настоятель решит вставить в помещениях такого уникального храмового комплекса современные пластиковые окна?!
Руководитель нашей делегации член ОП протоиерей Александр Пелин встречался с Сергеем Аксеновым и ему не удалось добиться согласия премьера Автономной республики на то, чтобы крымские власти объявили временный мораторий на принятие любых резких решений, которые могут сказаться на ситуации с заповедниками.
Одна из давних, и острейших проблем на полуострове – разграбление «черными копателями» археологических памятников. Эта беда в нынешний переходный для Крыма период может усугубиться. Явная «заковыка» – получение открытых листов на проведение археологических исследований. Раньше их выдавал Киев, а сейчас, по понятным причинам, исследовательская работа археологов в Крыму «зависла». Уже начинается очередной полевой сезон, но пока совершенно не понятно, у кого исследовательские группы археологов будут получать разрешения на ведение раскопок в Крыму.