— Решение создать эту выставку можно назвать спонтанным, — рассказывает «МК» заведующая отделом научно-экспозиционной работы Марина Несмеянова. — Мы сотрудничали с Колледжем им. Вишневской еще во время акции Ночь музеев, для которой они предоставили нам три прекрасных наряда. И это натолкнуло нас на мысль о выставке костюмов. Мы решили дополнить работы студентов историческими фотографиями, которые хранятся нас в фонде. На них как раз изображены все детали сценической одежды толстовских героев.
Выставка разделена на своеобразные зоны, центром которых являются костюмы студентов. Так, в одной из комнат расположились наряды Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Элен Курагиной. Вокруг каждого из них — подборка исторических фотографий.
Самый старый снимок сделан в 1907 году. На нем запечатлена Анна Каренина в исполнении Андре Мегар постановки французского «Театра Антуана». В начале XX века эта известная театральная актриса выступала в Петербурге в Михайловском театре вместе со своим мужем Фирменом Жемье. Кстати, двадцатью годам позже он выступил инициатором создания Всемирного театрального общества. На снимке прошлого века — изящная женщина в темном платье из плотного материала. Костюм дополнен меховым воротником, муфтой и элегантной шляпкой. Каренина предстает перед нами статной красавицей в роскошном дворянском туалете, украшенном мехами. А вот наряд первой отечественной Анны Карениной — воплощенной блистательной Аллой Тарасовой — совсем иной. Она появилась на сцене МХАТа в постановке Владимира Немировича-Данченко в белом платье с высоким воротом, лишенным каких бы то ни было украшений и изысков. Из аксессуаров — лишь светлая шляпка с небольшим пером и перчатки в тон. Аскетичный костюм Карениной 1937 года не идет ни в какое сравнение с пышным одеянием начала века. Да и вряд ли в 40-е годы дворяне в шикарных одеждах смотрелись бы уместно.
Но фотографии служат лишь дополнением к основным экспонатам - костюмам, сшитым студентами Колледжа театрально-музыкального искусства №61 имени Галины Павловны Вишневской.
— Это работы выпускников — мы заимствовали их из фонда колледжа, - говорит Марина Несмеянова. - В наше время студенты продолжают обращаться к Толстому и его романам. Вдохновляются и создают великолепные одежды. В колледже вообще очень большая выставочная программа. Некоторые работы постоянно где-то показывают, причем, не только в Москве.
Некоторые, но не все. Один из студенческих костюмов Анны Карениной выставляется впервые. В этой версии наряда, созданной в конце прошлого года, напрочь забыты темные тона. Основной цвет — ярко-бордовый. Однотонность платья разбавляют белые жабо и манжеты на рукавах-фонариках. Современным студентам Каренина видится шикарной дамой, а Андрей Болконский — настоящим франтом. Для этого героя предназначается белый фрак с высоким воротом и красными манжетами и фалдами. Праздничности всему одеянию придают золотые пуговицы и эполеты.
Однако не стоит забывать, что театральный костюм отличается от киношного. Он создается для того, чтобы блистать издали. Поэтому, если приглядеться, то можно увидеть небольшие хитрости, к которым прибегают костюмеры. Например, накидка Наташи Ростовой - только издалека кажется кружевной, на деле оказывается прозрачно-белой тканью с узором.
Выставка продлится до 6 апреля.