Олимпиада в Манеже начинается с цвета. Зрители вступают на выставку «Сезон побед» по пятицветной ковровой дорожке — в фирменных цветах состязания. По ней попадают на стадион — такое решение пространства придумала для выставки куратор Катя Бочевар. Открывает вернисаж олимпийская мода: коллекция одежды российской сборной, созданная Валентином Юдашкиным для летних Игр в Атланте (1996), встречает гостей. В самом же стадионе — целый лабиринт из спортивных редкостей и фантазий художников. Дальняя трибуна представляет собой длинный коридор, кругом огибающий объект. В нем и лыжи, и санки, и коньки — как современные, как и исторические. Есть даже швейцарские снегоступы и велосипед-паук конца ХIХ века, какой сегодня можно встретить разве что в цирке. Серые бетонные стены украшают исторические плакаты, выпускавшиеся к Олимпиадам прошлых лет, и работы современных художников. Один из них — Виктор Рибас — представил целую серию «Фигуристика», созданную с помощью лазерных лучей. На черном фоне зритель видит силуэт фигуриста — в синих, красных, зеленых или желтых линиях. Но это больше чем фото — это оттиск движений спортсмена, зафиксированный «световой кистью» (так называют эту технику фрактального снимка Рибаса). Арт-дуэт Ирина Дрозд и Иван Плющ, напротив, используют не новейшие изобретения, а старые бочки и плакаты, чтобы изобразить олимпийские кольца. Их инсталляция «Вперед в прошлое!» занимает целую стену. В центре нее — пять проржавевших бочек без дна. Через них виднеется райский пейзаж. Таким образом, олимпийская символика превращается в прекрасный мираж — далекий и в то же время очень близкий.
Как и полагается на стадионе, трибуны разбиты по секторам, отмеченным олимпийскими цветами. В самом дальнем от входа, черном секторе (символизирующем разум и волю) — самые хитроумные объекты. Здесь, например, красуется пятиметровая инсталляция «Выбор цели»: внутри металлического кольца помещено острие, напоминающее механизированный гарпун. Рядом с ним — технологический арт-объект поменьше, созданный художником Василием Богачевым. Конструкция из нескольких колец мерно поскрипывает, заставляя маленькую фигурку хоккеиста беспрерывно двигаться. Самому оказаться внутри олимпийских колец можно тут же, достаточно шагнуть внутрь инсталляции «Спорт — это жизнь». Ее кольца символизируют этапы взросления человека. Так что, пройдя сквозь заснеженную инсталляцию и сфотографировавшись на фоне горных вершин, зритель не только переносится на Красную Горку, но и проходит какой-то свой особенный путь от старта к финишу.
В центре стадиона — свободное пространство, где публика обсуждает свежие новости из Сочи и разглядывает раритеты «ближней трибуны». Под стеклом можно найти много сентиментальных экспонатов. Например, по десять раз перештопанные шапки советских олимпийцев — надо думать, в том виноваты приметы. Сколько энергии в этих вещицах, приносивших удачу спортсменам прошлого, — уму непостижимо.
— Напряжение свойственно не только для спорта, но и для искусства — вот что демонстрирует этот проект, — сказал директор выставочного объединения «Манеж» на открытии вернисажа и пожелал нашим спортсменам удачи и побед.