Казанский вокзал. Из зала ожидания №3 направо — в «Царскую башню». Обычно эта галерея Дмитрия Белюкина, о существовании которой знают даже не все работники вокзала, показывает только живопись. Но последние несколько лет регулярно выставляет фотографию — конкурсантов «Серебряной камеры». Традиционно ежегодный фотосмотр проходит по трем номинациям — «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица». Традиционно выставка анонимна: под каждой серией — только название и номер, их нужно вписывать в лист для голосования. Народный выбор огласят через несколько недель, как и выбор экспертного жюри. Хотя по большому счету не так важно, кто победит. «Серебряная камера» интересна не самой даже возможностью выявления новых имен и талантов. Откровенно говоря, большинству конкурсантов недостает мастерства: у кого «хромает» композиция, где-то в кадр лезут неуместные затылки, другим не хватает света. Но все это не так важно — интереснее темы, которые отражаются на фото. По ним можно читать Москву.
На первом плане — спортивная тема. Снимки легкоатлетов, фигуристов, футболистов, наездников открывают выставку. И ничего, что на носу зимняя Олимпиада, летние виды спорта тоже в почете у москвичей. Событийная номинация пестрит репортажами со злосчастной бирюлевской базы, задержаний, митингов, выборов мэра. Объектив репортера скрупулезно фиксирует жизнь палаточного лагеря, куда временно поселили мигрантов с овощной базы. Или выхватывает лица съежившихся бабушек, агитирующих за своего кандидата с той же яростью, с какой обычно на лавочке они ругают дворовую молодежь. Многие эти кадры обошли страницы газет — фоторепортеры давно стали завсегдатаями «Серебряной камеры». А вот социальные серии, явно сделанные любителями, намного тоньше отражают метаморфозы Москвы. Эти авторы прощупывают пульс столицы не по новостным хроникам, а просто внимательно смотрят вокруг себя.
Тем любопытнее, что главными героями сразу нескольких серий стали... клоуны! Кроме шуток: ощущение, что Москва превратилась в столицу циркового искусства. Кстати, 2013-й стал для этого цеха самым сложным годом, богатым на болезненные скандалы, но их в фотохрониках нет. В кадре — уличные, «лечебные» и даже подземные клоуны. Одни превращают в театр аллеи и больницы, другие валяются на платформах, шокируя и доводя до истерического хохота пассажиров метро. Как ни странно, конкуренцию этим веселым персонажам составляют совсем не публичные люди. Музейные хранители, библиотекари, техники — те, кто обычно в тени, кто упрямо и монотонно делает вроде совсем не заметную, но на деле очень важную работу. Портреты хранителей — особенно сильная и печальная серия. Стеклянными глазами эти люди смотрят не на зрителя, а куда-то в глубь веков. Одного библиотекаря дрожащим мы находим под столом, другая хранительница впивается пальцами в решетку. Чтобы заниматься такой профессией, нужна особая выдержка, характер, как бы говорит нам автор.
Музейную тему продолжают фотохроники с детских экскурсий по ГМИИ им. Пушкина. Малышня балуется, катается по полу, гримасничает, а экскурсоводу хоть бы хны — играя и веселясь вместе с ребятней, она рассказывает об экспонатах. Не одна эта серия свидетельствует, что москвичи стали больше времени уделять культурному досугу и с большей охотой впускают искусство в свою повседневную жизнь. Снимки арт-объектов проекта «Медиадвор», созданного художниками во дворе хитровского отделения Высшей школы экономики, только подтверждают общий настрой. Еще одна тенденция — всеобщая компьютеризация москвичей. Несколько серий рассказывают о людях в возрасте, которые не менее активны в Сети, чем молодежь (или по крайней мере пытаются освоить виртуальное пространство). Другая общая тема посвящена мигрантам, дети которых родились в Москве и именно этот город считают родным. Что будет, когда новоявленные москвичи подрастут, как бы спрашивает зрителей автор. За красоту и метафоричность отдельно хочется похвалить автора серии «Метро-2013». Она бы могла стать прекрасной иллюстрацией к романам Дмитрия Глуховского о постапокалиптической подземке. В кадре даже не люди — черно-белые тени, живущие в каком-то ином, параллельном, мире. Но разве в реальной жизни соседи по метро для нас больше, чем тени?
Стратегические партнеры конкурса: MasterCard, Росбанк, Renault, Panasonic, Ahmad Tea.