Нет, никаких акул или овец в формальдегиде, прославившими на весь мир этого британца, здесь нет. На первом этаже Мультимедиа Арт музея зрителей встречают четыре работы Дэмиена Херста, две из которых усыпаны бабочками. Эти прекрасные создания для художника однако имеют то же значение, что и черепа, и мертвые животные, - они напоминают о бренности бытия, о мимолетности и хрупкости жизни, которые люди отчаянно отказывают осознавать.
Тема смерти - центральная как для Херста-художника, так и для Херста-коллекционера. Три этажа, где экспонируется его собрание, пронизаны этим мотивом. Взять хотя бы шелкографию Энди Уорхола, представленную на втором этаже музея. Эта работа, изображающая перевернутую машину сразу после автокатострофы, налита красным цветом. Она, как и другие из серии "Катастрофы и смерть" (сделанной на основе публикаций в прессе), о страхе перед насильственной кончиной, которой так боялся король поп-арта. "Не думаю, что стал бы тем, кем сейчас являюсь, без Уорхола" - уверен Херст. Определенно так и есть, ведь Уорхол - первый художник, который не боялся зарабатывать на своем искусстве, чье творчество не отделимо от темы смерти.
Напоминание о насилие и смерти читается и в работе Майкла Джу "Раздетая". Перед зрителем скульптура зебры в полный рост, лишенная камуфляжа: на ее теле присутствуют только белые полосы, вместо черных - мышцы, жилы и вены. "Мне показалось, что это новый способ напомнить о смерти. Вроде святого Варфоламея, с которого содрали кожу", - комментирует Херст эту работу в разговоре с куратором проекта Еленой Джеуной.
Следующий этаж выставки разделен на два царства - смерти и животных. В первом мы находим черепа всех видов и эпох. От живописных натюрмортов XVIII века, напоминающих о том, что этот жанр о "метровой природе" начинался именно с таких изображений, до глазастых черепов Стивена Грегори, разноцветных скальпов с картины Такаси Мураками или деревянного клоунского черепа работы Вика Муниса. "Царство животных" открывается "воздушными" игрушками зверей из нержавейки в фирменном стиле Джеффа Кунса и продолжается галереей чучел. В центре пространства лежит дешевый и плохо сшитый костюм гориллы (автор Энгус Фэйрхерст), пугающий детишек намного больше, чем черепа из соседнего зала. А в уголке "царства" затаился излюбленный персонаж Бэнкси - крыса, которая, как и этот загадочный художник, способна проникнуть куда угодно. "Царство" напоминает музей естественной истории, правда, с примесью концептуализма, заставляющего снова и снова задумываться о бренности бытия.
Завершающий штрих, как и следовало ожидать, мрачный. На этом этаже центральные произведения - два портрета кисти Фрэнсиса Бэкона, сумевшего изобразить ужас и страх похлещи легендарного Мунка. От такой живописи стынет кровь. У всех, кроме Херста, который обычно держит эти картины в своей спальне. Из комментария к работам следует, что Херст любит сравнивать их с телевидением. Прием в стиле Дэмиена: проводить параллели между реальной жизнь и художественным осмыслением трагизма существования.
Ко всему вышесказанному остается добавить, что выставка коллекции Херста "Убейменя" проходит под заголовком "Свобода не гениальность", иллюстрируя мысль художника о том, что художником может быть каждый. "Я не считаю, что художники - особые люди. Это обычные люди, которым удалось понять что-то, что важно для всех", уверен знаменитый британец. И если зритель выходит покидает выставку с мыслями о глобальном и эти они не оставляют его еще долго после посещения музея, значит, проект удался. Значит, зритель превратился в художника, способного осознать то важное, что стремился донести автор. После выставки коллекции Херста, по признанию большинства, такие навязчивые мысли остаются, а значит, коллаж британца, собранный из произведений самых разных художников, удался.
Выставка организована при поддержке Rosbank, Renault и Panasonic.