Сколько было разлук —
Точно больше, чем встреч?!
И всегда не хватало мгновенья…
Надо просто уметь друг для друга сберечь
Эту музыку сердцебиения.
Музыка сердцебиения… Если человек ее умеет слышать — в других или уж хотя бы в себе, — он уже поднимается от земли на ступень выше. Но как ее выразить, назвать, передать, облечь в форму ямба, хорея, амфибрахия? Это уже следующая ступень. Помните, как это в школе: философская, гражданская, любовная лирика… Не знают школьники, что стоит за настоящим стихотворением о любви: замирание души, напряжение каждой клетки, когда крик рвется из таких глубин сердца, что выходит шепот:
Я у Бога тебя попрошу на секунду, на долю мгновения,
На перроне застыну с призывно поднятой рукой…
Читая стихи Владимира Слепака, которые гармонично дополняют иллюстрации знаменитого художника Никаса Сафронова, в очередной раз понимаешь: пожалуй, в любой лирике, хоть философской, хоть гражданской, скрыта любовная. Потому что все в конечном счете сводится к способности души любить — даже без направленности на конкретный объект. Если начинается все с тоскливой оглядки кругом, с быстротечности времени и мелкой суетности существования (“как мгновенья спешат! И декабрь уже на излете…”), то в конце и автор, и все мы все равно приходим к тому, что “а душа, а душа не устанет любить!”
Сборник назван “Разные люди”. Вспоминается Высоцкий (“разность в языках. Не положенье — крах!”), но речь и о другом тоже. Разные люди — это кружение лиц, водоворот дней, событий, ударов судьбы, затуманенная дорога жизни “и одиночество необъяснимое”… Где выход? Где маяк с пятнышком света? Куда ж нам плыть? Все зависит от тебя самого. “Быть человеком — это искусство”.