Сто девяносто оркестрантов в оркестре Симона Боливара — притом что традиционный европейский большой симфонический оркестр насчитывает 100, максимум 120 человек. Ничего себе саунд! Этот состав сохраняется не только в исполнении сочинений современных латиноамериканских композиторов — венесуэльца Карреньо и аргентинца Хинастеры, — но и в нашей, родной Четвертой симфонии Чайковского!
Звучание неожиданное. Сравнивать его с общепринятой “нормой” бессмысленно: динамические и темповые контрасты весьма непривычны, но безоговорочно оправданы искренней убежденностью маэстро Дудамеля и всех его “подопечных” (самому старшему — 26 лет) в том, как, что и почему они играют. Вдохновенность — вот ключевое слово для описания манеры игры этого уникального коллектива. Тем более что наше восприятие не может игнорировать его невероятную, особенно для людей, помещенных в жестокие условия сегодняшнего российского общества, социальную коннотацию.
Дело в том, что оркестр Симона Боливара — часть и своего рода визитная карточка грандиозной Венесуэльской национальной системы (FESNOJIV), родившейся около 40 лет назад. Ее создатель Хосе Антониу Абреу, замечательный музыкант и педагог, когда-то на автомобильной парковке собрал одиннадцать оборванных ребятишек и начал заниматься с ними музыкой. На следующий день к ним присоединилось еще два десятка. Затем — еще… Сегодня в системе молодежных, детских и дошкольных оркестров Венесуэлы — 300 000 детей и подростков. Цель, которую поставил перед собой Хосе Антониу Абреу, ныне академик, лауреат всевозможных культурных и гуманитарных премий, — не просто научить детей музыке, но спасти их от голода, нищеты, наркомании, проституции. Хосе Антониу Абреу присутствовал в зале — публика приветствовала его стоя.
Маэстро Густаво Дудамель, которому нет еще тридцати лет, — один из первых учеников Абреу. Он встал за пульт в 14 лет. Дирижирует лучшими оркестрами мира. Отмечен премиями, признан великими коллегами. И даже в 2009 году вошел в сотню самых влиятельных людей мира по версии журнала TIME. Обучение по системе FESNOJIV начинается с двух лет, когда ребятишкам (в основном это дети из многодетных, бедных, неблагополучных семей, часто — просто беспризорники) выдают картонные скрипочки, виолончели, дудочки. Затем — лет с пяти — они начинают играть на настоящих инструментах. Естественно, покупка их, как, впрочем, и все функционирование системы, осуществляется за государственный счет. Впрочем, естественно это для Венесуэлы. Для нас — это бомба. Прекрасная бомба, которая подарила московским меломанам радость встречи с правдой и настоящей музыкой.
Екатерина Кретова
…А еще за 20 минут до концерта Густаво так себе запросто гулял по Тверской, по дороге здороваясь с многочисленными своими же оркестрантами, иных из которых он, по сути, вынянчил:
— У нас в Венесуэле в каждом городке, даже самом малюсеньком, — по молодежному оркестру. Сотни детей, пять тысяч дирижеров!
— Как вы вообще можете управляться со столь большими оркестрами?
— Так на то и существует специально разработанная система. Этот, московский состав — еще что! В Венесуэле есть оркестры по 400 музыкантов. Вопрос ведь не в количестве музыкантов: их число обусловлено качеством получаемого звука.
— А вы их вообще запоминаете?
— Разумеется, и как может быть иначе, если всех знаю с детства, все мы выросли в этом оркестре, который был сформирован в начале 90-х, — ребята пришли по 11—16 лет. С тех пор и музицируем: это единая энергетика одной жизни. А есть так и просто ребята — им по 6 лет было, как я с ними стал заниматься… Что говорить: оркестра подобной судьбы более нет в мире.
— А вы — строгий дирижер? Сложно заставить молодежь думать только о музыке…
— Музыка — не работа, она — наша жизнь. Само желание делать музыку держит ребят в кулаке, это чувство идет изнутри, я-то их абсолютно не заставляю, люди сами себя организовывают. А репетиции идут постоянно. Дни напролет, постоянно.
— Мы счастливы, что вы теперь и в Москве: какой ажиотаж!
— Собственно, ехали к Гергиеву на фестиваль “Белые ночи”, но заодно уж решили и в Москву… Приехать сюда — было нашей мечтою. Скажу просто: Россия нас всегда вдохновляла. Мы благодарны вам за вашу музыку — за Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Стравинского. На этой музыке я учу своих музыкантов. Чайковский — так и вообще эмблема, он главный, вот и выбрали для первого концерта — концерта, который только усилит дружбу между нашими странами. Теперь можно с уверенность сказать, что мы одна музыкальная семья. Тем более что есть потрясающая идея: создать на постоянной основе большой молодежный венесуэльско-русский оркестр числом под 300 человек!
Как позже скажет основоположник системы Абреу: “Детям из бедных слоев общества нужно давать только все самое лучшее — педагогов, инструменты, здания. Мы за это боремся, и Густаво Дудамель — главный человек в этой борьбе!”