— Эта — замухрышка, — сказала Агриппина Ваганова, увидев на просмотре в училище в 1918 году свою будущую ученицу. А выпустив ее, взяла обидные слова обратно. Любимая ученица Вагановой соединила императорский балет с нарождающимся советским и впоследствии стала называться первой балериной советской эпохи.
Ею восхищались Цвейг, Прокофьев, Немирович-Данченко. Говорят, что наряду с Лепешинской она была любимой балериной Сталина, и вождя часто можно было видеть в глубине правительственной ложи во время ее выступлений. Но это не спасло артистку от беды: в 37-м был арестован и расстрелян ее второй муж — посол в Турции Лев Карахан. Ее держали под домашним арестом, а наготове она всегда имела при себе чемоданчик с бельем. Правда, в том же 37-м стала заслуженной артисткой РСФСР и получила орден Красного Знамени (впоследствии награждена еще дважды), а в 41-м стала лауреатом Сталинской премии. Тем не менее премьеры доставались уже не ей, а Улановой. Героем Соцтруда балерина стала и вовсе в 82-м.
ФОТО
Уже на закате карьеры, в начале 50-х, когда Семенова танцевала “Лебединое озеро”, автомобильное движение останавливалось: от Пассажа до Малого театра стояла очередь. И по популярности с ней могла сравниться разве что Любовь Орлова. О ее танце Алексей Толстой тогда написал: “Мы все, весь зал чувствовали: да, наша воля создает великие армии и совершенную красоту”. Ее так и называли — Балериной Победы.
Оставив сцену в 1952 году, Марина Семенова стала педагогом-репетитором Большого и в этом качестве добилась известности Вагановой. Марина Тимофеевна служила в главном театре страны до последних дней. Свои уроки давала, когда ей было далеко за девяносто. В “семеновском полку” числились Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Инна Петрова и танцующая и доныне Галина Степаненко. Майя Плисецкая как-то призналась: “Это была богиня для нас, потому что лучше Семеновой никто не танцевал. Мы сейчас смотрим старые пленки — это на смех курам... А Семенова в 30-м году перевернула все. Какие-то балерины были вынуждены просто уйти со сцены. Никто столько не сделал в истории балета, как Семенова”. Одним из последних учеников Семеновой был Николай Цискаридзе.