Пушкинский музей уже не в первый раз показывает работы из Будапештского музея изобразительных искусств. Еще в советское время оттуда к нам привозили выдающиеся западноевропейские рисунки и итальянскую живопись. А в 1998 году из Венгрии привезли всего Эль Греко, аккурат к столетию автора. Но такой звездной выставки Москва давно не видела. Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тиеторетто, Рубенс, Дюрер, Хальс, Веласкес, Хосе Рибера, Эль Греко и Гойя — и это еще далеко не полный список арт-гостей. Такой звездный состав художников Венгрия хранит с тех давних пор, когда входила в Австро-Венгерскую империю. Венгерские аристократы охотно собирали произведения искусства. Их собрания позже стали основой экспозиции Будапештского музея. Великолепное здание музея построили специально для этой крупной коллекции, его открывал австрийский император и венгерский король Франц-Иосиф.
Одно из самых значимых полотен на московской выставке принадлежит кисти итальянца Джорджоне, одного из величайших мастеров Высокого Возрождения. Его “Портрет юноши” (“Портрет Броккардо”) — классический пример творчества Джорджоне. На картине изображен молодой юноша, погруженный в раздумья. Его образ поэтичен, как и все творчество мастера. А вот работа Веласкеса “Крестьяне за трапезой”, созданная в популярном для испанского искусства ХVII века жанре бодегонов (завтраков). В качестве моделей у Веласкеса — простые люди из родной Севильи.
Из творчества Гойи представлена “Девушка с кувшином”, или “Водоноска”. Небольшая картина создана по мотивам событий народно-освободительной борьбы Испании в период наполеоновских войн. Сюжет незамысловатый и жизненный: на закате простая девушка несет мужчинам воду. Полотно написано в традиционной испанской манере: автор подчеркивает присущее любому испанцу — от гранда до водоноса — чувство собственного достоинства. Эта картина признана одной из лучших произведений Гойи: мазки то густые и плотные, то легкие и воздушные, резкие контрасты цвета, невероятный драматизм...