Ну хорошо, уже почти двадцать лет не семейные. Но следить за тем, кто из бывших супругов у кого выиграет — Кэтрин Бигелоу с “Повелителем бури” у Джеймса Камерона с “Аватаром” или наоборот, — что может быть более захватывающим?! Тем более что у фильмов одинаковое количество номинаций — по 9?! И фильмы ведь такие разные, и люди такие разные — что могло их связывать, решительно непонятно. Камерон, кстати, на церемонии был с последней супругой, больше смахивающей на сушеную селедку, чем на женщину. Становится понятно, почему от него сбежали уже четыре жены.
Джефф Бриджес, получивший статуэтку за лучшую мужскую роль в фильме “Сумасшедшее сердце”. И Сандра Буллок, получившая приз за лучшую женскую роль. Мы ждали этого. Да, пусть мы болели за Хелен Миррен и Кэрри Маллиган, но Буллок не могла не победить, блистательно отметив свой блистательный же прорыв последних пары лет.
А впрочем, благодарственные речи обоих были ужасно скучные. Традиционно многочисленные “спасибо” родне, режиссеру и продюсерам считаются самым неудачным способом отметиться на сцене кинотеатра “Кодак”. Бриджес начал бодро, с отличного “о, мама, папа, обожаю шоу-бизнес, спасибо вам за то, что направили меня в такое отличное место”, а потом дал такого “чувака” из “Большого Лебовского”, что не уложился в положенные 45 секунд, продолжая рассыпаться в благодарностях. Буллок же традиционно расплакалась в финале: “Неужели это правда?!” Но ей можно, у нее уважительная причина.
Бен Стиллер в костюме На'ви. То есть с синей кожей, ушами, желтыми глазами и хвостом. На удивленное молчание зала он сказал: “На репетиции это выглядело смешнее”.
Это действительно выглядело смешнее на репетиции. Потому что на репетиции присутствовал Саша Барон Коэн, выряженный беременной женщиной На'ви, “несущей под сердцем дитя любви Джеймса Камерона”. В последний момент Сашу Барона Коэна по настоянию продюсеров “Аватара” вычеркнули: некрасиво обижать столь успешного режиссера, объяснили они. Все всерьез опасались, что Камерон прямо посередине церемонии покинет зал. Но Камерон мужественно пережил даже собственное поражение: он радовался победе Кэтрин Бигелоу, и, кажется, совершенно искренне.
Кстати, “Аватар”, как это ни забавно, не номинировался на лучший грим. А приз взял “Звездный путь”, которого, в свою очередь, удивительным образом лишили главных номинаций.
Алек Болдуин: “А вот Мэрил Стрип. У нее больше всего номинаций на “Оскар”.
Стив Мартин: “Да, я бы сказал: она больше всех проигрывала”.
Вообще, повернуться всем одновременно к народу — как хотели оскаровские организаторы в страхе, что права на трансляцию церемонии вообще перестанут покупать, — это надо здорово извернуться. Так, на сцене появился танцор в блестящем костюме, а следом за ним с небес сошли замечательные Алек Болдуин и Стив Мартин, новые ведущие церемонии. Говорят, позвали их потому, что они еще способны шутить по старинке. И они пошутили. Например, о шлюхах (whores) и лошадях (horses), приглашая на сцену Тома Форда и Сару Джессику Паркер. Или о “чертовой Хелен Миррен” (damn Helen Mirren) и Даме Хелен Миррен (Dame Helen Mirren).
Фильм-победитель — “Повелитель бури” Кэтрин Бигелоу. У фильма всего 6 “Оскаров”, включая награду за лучшую режиссуру. Кэтрин, кстати, стала и первой женщиной-режиссером, получившей “Оскар”.
Вообще, нынешний “Оскар” получился на радость предсказуемым. Пожалуй, только французский “Пророк” не взял обещанной награды за лучший иностранный фильм — “Оскар” ушел аргентинской картине. А в остальном — все как ожидалось. Кроме одного. Никто не ожидал, что академики с таким треском прокатят Джеймса Камерона и его миллиарды, потому что именно “Аватару” прочили место фильма года.
“Так что “Аватар” теперь остался в прошлом”, — пошутил Стив Мартин в завершение.