МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

ВГИК отпраздновал в Кремле

А Никита Михалков “всю плешь проел” Владимиру Путину

Такое торжество за свою почти вековую историю легендарный киновуз едва ли вспомнит. 3 ноября ВГИК посетил премьер-министр РФ Владимир Путин. Вечером того же числа состоялся торжественный вечер в Кремлевском дворце. Раньше юбилейные даты ВГИК отмечал в собственных стенах, в крайнем случае — в Доме кино. Правда, 85-летие праздновали в киноконцертном зале “Пушкинский”. К 90-летнему юбилею взяли новую высоту — Дворец съездов. Где будем отмечать столетие, даже подумать страшно.  

ВГИК всегда был крайне демократичным. С одной стороны, студенты изучали творчество тех, кого каждый день видели в коридорах института. Сдаешь, например, историю советского кино, читаешь вопрос в билете: “Творчество оператора Вадима Юсова”. И тут как нарочно сам Юсов заглядывает в аудиторию, где идет экзамен. Все рядом.  

С другой стороны, на том же актерском факультете учились вполне состоявшиеся звезды. К примеру, Нонна Мордюкова, Инна Макарова и еще несколько студентов получили Сталинскую премию за “Молодую гвардию” и были знамениты на всю страну, будучи учениками ВГИКа. В мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой вообще только так и бывало. Кого ни возьми — Наталью Белохвостикову, Николая Еременко, Ларису Удовиченко, Марину Левтову, — все были знамениты, еще не сдав госэкзаменов и, может быть, даже имея “хвосты”.  

В последнее время вообще все смешалось. Петр Буслов снял “Бумер” и прославился, еще не окончив учебу. Федор Бондарчук, наоборот, получил вгиковский диплом, отработав в кино лет двадцать, — раньше как-то недосуг было.  

Все это возможно только во ВГИКе. Именно поэтому он всегда был демократичным: педагогам и студентам делить, кроме славы и таланта, было нечего. Они и делили, вполне мирно. Прийти к педагогу домой или позвать его в общагу на студенческую тусовку — обычное дело. Мастерские маленькие — человек по пятнадцать. Одновременно во ВГИКе учится примерно шестьсот студентов. Все знают друг друга в лицо и по имени. Все любят старое здание на улице Вильгельма Пика.

 Отношения между бывшими вгиковцами почти семейные. Вгиковец обожает свою альма-матер, он ироничен, весел и чужд официоза. Позвать его на юбилей родного вуза в 6000-местный дворец на территории Кремля — очень странная идея.  

Во дворец пришли все, кто мог и кто успел подать заявки, которые оформлялись по предъявлении паспортных данных, — списки приглашенных загодя отправлялись в Кремль.  

Народ на торжество стекался за час до начала, специально отведенный для неформального общения. Неформально общаться во Дворце съездов было трудно. Те, кому удалось отыскать на его просторах однокурсников, радостно братались, отстояв очередь в буфет за бокалом шампанского по 120 рублей или коньяка по 600 рублей за порцию. О бесплатных фуршетах не было и речи: аренда здания в Кремле — вещь недешевая. Не утолив жажды, перетекли в зал.  

Вечер открылся чтением правительственных поздравлений. Выступил ректор ВГИКа Владимир Малышев. Затем вышел Никита Михалков и, пошутив, что ему не досталось пригласительного билета, подарил ВГИКу картину кисти своего деда Петра Кончаловского. После чего на сцену вышел хор и грянул революционную, из “Собачьего сердца”:  

Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны —
За ними другие приходят,
Они будут тоже трудны.  

Зал оживился, приняв это за удачную шутку и ожидая продолжения в духе капустнического стеба. Но дальше пошел обычный “сборник” — с милыми, но случайными номерами: виртуоз-балалаечник, девичий квартет с песней Вертинского “В бананово-лимонном Сингапуре”. Народ, не дождавшись, начал потихоньку линять. Кто-то пошутил: “Похороны удались”. Циник. Но в чем-то он прав.  

...“Михалков мне вчера всю плешь проел, сколько еще нужно денег вложить в наше кино. Не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги”, — сказал Владимир Путин на заседании правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии, на котором было обещано в очередной раз пересмотреть систему господдержки нашего кино. “МК” узнал, что думают по этому поводу сами кинематографисты.  

Александр Атанесян:  

— Кинокомпания Universal владеет 96 павильонами! Это в четыре раза больше, чем на всех студиях России, включая частные. Это только одна компания, а в Лос-Анджелесе их девять. Есть еще Нью-Йорк, Чикаго, Атланта, Техас. Такая же ситуация с компаниями, предоставляющими транспортные услуги, аренду оборудования и лабораторий, гримерных и костюмерных комплексов. Они к этому относятся как к бизнесу. У нас это искусство: “Дайте денег — мы создадим шедевр”. А то, что этот шедевр будет не нужен массовому зрителю, — дело второе.  

Игорь Масленников:  

— Те деньги, которые выделяются на развитие кинематографа сегодня, какие бы это ни были большие суммы, назад не возвращаются. Российские зрители наших фильмов не видят, кроме как по телевизору или на дисках. Надо направить эти средства в другое русло: создавать народный прокат, строить кинотеатры, в которых бы демонстрировались только наши фильмы. И народ пойдет, уверяю вас.  

Алексей Герман-мл.:  

— Помимо таланта и денег есть еще один немаловажный критерий — здоровая конкуренция. Доступ к диалогу с властями имеет весьма ограниченный круг лиц. Причем лица эти зачастую больше обеспокоены диалогом с властями, нежели кинопроизводством. До тех пор, пока мы не исправим эту ситуацию, ничего не изменится.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах