В 1979 году во время гастролей в Ташкенте Владимир Высоцкий перенес клиническую смерть. Ровно 30 лет спустя это событие легло в основу киносценария “Черный человек”, к работе над которым приступил в Москве режиссер Игорь Волошин.
“МК” уже писал, что на роль Владимира Высоцкого в четырехсерийном фильме претендовали Владимир Машков, Владимир Вдовиченков и Сергей Безруков. Более того, Александр Митта (планировалось, что он станет режиссером фильма) хотел снимать в главной роли сына поэта и актера Никиту. Но Никита Владимирович, он же, кстати, и автор сценария, отказался.
— Кто же в итоге сыграет Высоцкого? — напрямую спросили мы режиссера Игоря Волошина.
— Сложный вопрос. Невозможно стопроцентно подобрать актера на образ героя, которого знают абсолютно все. Скажу иначе. Мы планируем в работе применить технологии, которые в России до этого не применялись, — так называемое анимирование героев. Что до актеров, которые сыграют роли второго плана и эпизодические, то они все утверждены. Это зарубежные артисты. Назвать их имена не могу — коммерческая тайна. Непосредственно съемки еще не начались, работаем в лабораторном режиме, готовимся.
Куда более откровенен был в интервью “МК” Никита Высоцкий:
— Владимир Семенович в нашем фильме — единственный реальный персонаж. Все остальные герои — собирательные. Поэтому мы хотим, чтобы Высоцкий в кадре был живым. В самом прямом смысле слова. Как раз сейчас ведем переговоры с голливудскими специалистами по спецэффектам, которые работали на картине “Невероятная история Бенджамина Баттона”. Помните, главный герой этой картины в исполнении Брэда Питта преображается — от старца до младенца. Так что мы искренне надеемся, что в фильме реально оживут фотографии Высоцкого.
— Вам же предлагали самому сыграть отца…
— Я не знаю, кто бы мог сыграть отца. Да и зачем? Хотелось, чтобы в фильме он был настоящим, естественным. Живым. Для этого я готов предоставить его посмертную маску.
— Создать на экране стопроцентного компьютерного двойника когда-то жившего человека сегодня в России не сможет никто, — заявил “МК” специалист BS Graphics, крупнейшей российской киностудии по созданию и обработке компьютерной графики. — Эту работу нужно заказывать за рубежом, в очень серьезной компании и за очень серьезные деньги. Одно дело — создать абстрактный персонаж. Например, Голлума из “Властелина колец” или Бенджамина Баттона. Их никто в реальной жизни не видел. Совсем другое дело — “нарисовать” Высоцкого, которого знает вся страна. Скажу больше, Высоцкий был очень эмоциональным человеком! Нарисовать хотя бы столь выразительные глаза, как у него, невозможно в принципе. Словом, если бы в нашу компанию обратились с таким заказом — мы бы отказались.
Что касается речи главного героя, мне кажется, более рационально найти человека, способного имитировать голос Высоцкого. Поскольку интонационные нюансы речи Владимира Семеновича также невозможно смоделировать никакой техникой.
Даже компьютерные специалисты Голливуда не смогли во время работы над “Невероятной историей Бенджамина Баттона” обойтись без актерского мастерства Брэда Питта. Например, у нарисованного специалистами Баттона — более 60 вариантов “компьютерных причесок”. И все они создавались с учетом естественного роста волос актера. Также с помощью компьютерного сканирования “старили” челюсти голливудской звезды. Современные технологии позволили перенести на экран даже мимику актера в “состаренном возрасте”.
Все гримасы Брэда Питта для начала фиксировались на видео. В распоряжении создателей фильма оказалось несколько сотен “микроужимок”, которые передавали практически любую эмоцию персонажа А еще на съемках не обошлось без помощи профессиональных скульпторов. Они создали три бутафорские головы главного героя, которые впоследствии “старили” до 70-, 80- и 90-летнего возраста. С возрастом трансформировался нос Бенджамина, глаза западали, кожа становилась тоньше, появлялись кожаные мешки и морщины. Таким образом, остается выразить большое сомнение, что создатели сериала о Высоцком смогут обойтись без исполнителя главной роли.
В кулуарах говорят, что “моделью поэта” все-таки станет Сергей Безруков.
Владимир КОНКИН:
— Этому фильму вообще сейчас не время. Высоцкий еще не вошел в ткань истории. Надо брать пример с православной церкви: какой бы подвиг ни совершил мученик, церковь канонизирует святого через сто, двести лет, крайне редко бывают исключения. Что бы мы ни говорили, Высоцкого канонизировать пока рано. При всем моем огромном к нему уважении. Еще очень много кровоточащих ран, которые он оставил своим творчеством, жизнью, своей обжигающей темпераментной личностью.
Валерий ЗОЛОТУХИН:
— Снимали же и о Есенине, и о Лермонтове, и о Пушкине фильмы. И ничего, не пострадали ни поэты, ни их творчество. Все зависит от качества литературной основы. Что же до решения создать компьютерную модель Высоцкого, то я этих технологий не знаю… Но вообще, на дворе новый век, чего же мы будем держаться того старомодного кино? Я за то, чтобы ребята экспериментировали.
Лев ДУРОВ:
— Фильм о Высоцком — опасная вещь. У каждого художника есть две стороны — его творчество и его жизнь. Обычно авторы подобных фильмов делают акцент на интересы определенной аудитории. Но раз за фильмом стоит Никита Высоцкий, думаю, картина получится хорошей. Никита — серьезный человек, который отвечает за память отца. А то, что никто не будет играть Владимира Семеновича, я поддерживаю. Все равно есть Володино лицо, есть Володин голос, которые неповторимы.