С одной стороны — развалины дома, с другой — сияют кремлевские звезды! Это не кадр из фантастического блокбастера, а вид с шестого этажа нового арт-центра “Ветошный”, который открылся за ГУМом. Когда-то в историческом здании, построенном в конце XIX века, были торговые ряды, а позже издательство одной московской газеты. Теперь же арт-пространство стартует выставкой “Азбука систематизма” художников Андрея Верещагина и Дмитрия Гаева-Орлова.
— Идея сделать арт-центр родилась внезапно, буквально за два месяца, — рассказывает Ямпольский. Рождения новых галерей можно ожидать в ближайшие несколько месяцев. Кстати, Антон Ямпольский — весьма интересная фигура. Закончил Московский институт современного искусства. Но стал известен отнюдь не на арт-сцене: был участником четвертой “Фабрики звезд”. Теперь же, видимо, решил вернуться в искусство.
И начал с выставки Верещагина и Гаева-Орлова. Художники уверены, что открывают нечто новое в искусстве, под названием “систематизм”.
— Ассоциативное мышление — главное в систематизме, — рассказывает Дмитрий Гаев-Орлов. — Иногда кажется, что художники сумасшедшие. Но именно эти люди позволяли нам заглянуть за горизонты, увидеть мир по-новому.
Пока, правда, сами художники показывают не так много нового. Выставка под названием “Азбука систематизма” повторяет экспозицию, показанную ими больше года назад в ГЦСИ. Хотя появились и новые работы.
Пожалуй, самое интересное на выставке — попытка систематизации развития авангардизма, абстракционизма и минимализма. Небольшие черно-белые репродукции картин известных мастеров этих направлений, по задумке, должны помочь зрителю увидеть истоки и художественные связи в творчестве отцов-основателей. В каждой репродукции по девять работ маститых художников. Правда, пока попытка осталась непонятой зрителями. Большинство работ, заполнивших зал арт-центра, потрясают больше размерами, чем идеей и техникой. То новое слово в искусстве, которое якобы несут миру художники, даже неискушенному зрителю может напомнить дизайнерское оформление. Яркие, блестящие рельефы несложно найти в какой-нибудь свежеотремонтированной квартирке.
Возможно, не все безнадежно. Проект авторов “Мироздание” — это идея создания необычного музея. Земной шар авторы предлагают вывернуть наизнанку. То есть зритель, заходя в воображаемый музей, мог бы увидеть всю карту Земли изнутри, как бы оказаться в ее ядре. Однако вряд ли эта задумка может быть воплощена в жизнь. Но мечтать художникам не запретишь.
Пожалуй, если б не металлические конструкции признанного мастера Вячеслава Колейчука, проект окончательно провалился бы. На подвешенных скульптурах каждый зритель мог поиграть с помощью специального молоточка.