МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Москве наступил арт

“МК” оценил проекты на биеннале современного искусства

Сумасшедшие арт-объекты! Биеннале современного искусства в самом разгаре. Арт-публика последние несколько дней ходит на выставки как на работу. Открылось почти два десятка экспозиций. На “Красном Октябре” и “Винзаводе”, в Музее современного искусства и в ЦУМе не протолкнуться. Что порадовало глаз, а от чего нос воротит культурная Москва?

Олег Кулик обещал масштабный, амбициозный, невероятный проект “Москва. ЦУМ. Пространственная литургия №3”. Ожидания не оправдались. “Мой перформанс не читается, — говорит Саша Шабуров из группы “Синие носы”. — Думаю, это провал года”. “У меня вопрос по поводу историчности, — недоумевает художник Лиза Морозова. — Мой перформанс был придуман на месте, а на знаковость он вряд ли претендует”. Лабиринт теней, который должен был раскинуться на двух этажах ЦУМа, занял только один. Другой же был затянут белой тканью, в которой можно запутаться, как в лабиринте, но никаких сакральных образов там не найти. Лабиринт представляет собой десяток квадратных сооружений из ткани, на которую проекторы транслируют закольцованные ролики. Это перформансы художников и актеров. Исторические перформансы, конечно, есть, сама задумка читается: на стенах белые тени, а вокруг бродят посетители. Проект получился интересным. Но закрученная вокруг него пиар-кампания слишком подогрела публику, поэтому многие не впечатлились насколько, насколько надеялись. Оценка: “4”.

* * *

В “BAIBAKOV art projects” встречали специального гостя — бельгийского художника Люка Тюйманса. Мастер фигуративной живописи привез серию из 20 холстов “Наперекор дню”.  

— Это библейские слова, связанные с концом света, — объясняет куратор Мария Байбакова. — Это же название книги Томаса Пинчона (о паранойе современного общества). Художник ставит призмы между собой и объектом. Работа “Большой брат” сделана с экрана компьютера, где можно увидеть снятый фрагмент реалити-шоу.  

Его работу можно оценить как очень точную передачу нестандартного для живописи света и состояния. Выставка в целом депрессивна.  

В соседнем зале — серия черно-белых фотографий Ольги Чернышевой “Настоящее прошедшее”. Автор с удовольствием документирует жизнь людей, чей священный долг — проводить время с нулевой активностью, но озираться по сторонам и казаться очень грозными. Это охранники. Задуманная медитация не удалась. Интереснее наблюдать за живыми охранниками, которые “медитировали” у картин. В целом вялые арт-секьюрити потянут только на “3”.

* * *

На “Красном Октябре” открывалось еще пять проектов. Самым качественным оказалась выставка “Русское бедное”. Это собрание работ арт-звезд: Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, Николая Полисского, Владимира Архипова, Дианы Мачулиной, Валерия Кошлякова и др. Экспозиция масштабная, грамотно расставленная в пространстве. Один минус — большинство работ хорошо знакомы публике. По задумке автора проекта Сергея Гордеева, “Русское бедное” должно было собрать лучшие образцы российского актуального искусства. Идея получилась. На качество всегда приятно смотреть, только вот нового искушенный зритель почти не увидел.  

* * *

Неплохой проект “Старая новая холодная” все там же, на “Красном Октябре”. Кураторы выставки Юрий Аксенов и Карина Новак уверены, что холодная война спустя двадцать лет началась снова. О геополитическом противостоянии рассказывают символичные арт-объекты. Так, пушистый танк (кстати, тоже не новое произведение) пугает зрителей вечно ломающимся напополам дулом. В центре экспозиции картина Дианы Мачулиной — коллективный портрет советского общества. Улыбающиеся трудяги и красавицы девушки, будто сошедшие с советских плакатов, должны заставить нас оглянуться в прошлое и задуматься, что за улыбками и смехом. Порассуждать над современным устройством мира предлагает арт-группа Р.Э.П. Молодые художники составили словарь символов. Зрителю предлагается расшифровать художественное послание. Арт-кроссворд весьма концептуален. В целом выставке можно поставить твердое “4”.

* * *

В субботу толпы оккупировали Музей современного искусства, а затем и “Винзавод”. Здесь блистал Андрей Бартенев. Его проект “Шведская стенка. Скульптура-рукоход” умилил публику. Художник вмонтировал в стену белые балки - гимнастический снаряд. Перед ним публику встречает видео, на котором профессиональные спортсмены упражняются на “рукоходе”. “Видео снималось на этих балках, только тогда они стояли горизонтально, а сейчас под наклоном, — рассказывает Бартенев. — Если присмотреться, то увидите слово love, которые как бы рисуют балки на стене. С таким девизом нужно заниматься спортом”. Жаль только, что сейчас, когда арт-снаряд установлен под углом, зрителям не удастся позаниматься. Могут сломать. Все же проект, созданный специально для биеннале, — на твердое “хорошо”.

* * *

На “Винзаводе” блистал Александр Пономарев. Художник в этом году представлял Россию на венецианской биеннале, а для московской построил настоящий самолет. Проект “Обратные связи” по идее и воплощению безупречен. Перед каркасом самолета, к крыльям которого примонтированы круглые экраны, — пятнадцать соединенных вместе велосипедов. Когда перформансисты из 15 бывших союзных республик крутят педали, на экранах появляется видео (танцы) и звучит музыка. В самом самолете — он, кстати, строился два месяца и занимает целый ангар — можно пройти в кабину пилотов, поуправлять арт-сооружением. Проект сделан на “отлично”. Пономарев, знаменитый проектами о море, и в воздухе не подкачал.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах