В 1987 году руководство студии “Мосфильм” ломало голову над сценарием Владимира Кунина с вызывающим названием “Проститутка”. Речь в нем шла об образцовой медсестре Тане Зайцевой, которая в свободное от больничных дежурств время подрабатывала валютной проституткой, потом вышла замуж за своего клиента — шведского бизнесмена, и после долгих мытарств сумела покинуть Советский Союз, однако и в благополучной Швеции счастья не нашла. Снять эту захватывающую и душещипательную историю хотелось, но и кололось — уж слишком пикантная тема. В результате постановку решили доверить режиссеру Петру Тодоровскому, который мог снять качественное кино, не акцентируя внимание на “клубничке”.
— Я сидел в Доме ветеранов и работал над сценарием “Анкор, еще анкор!” — вспоминает Петр Ефимович. — И тут мне с “Мосфильма” передали сценарий с надписью “Проститутка” на титульном листе. У меня все картины лирические — “Городской романс”, “Верность”, “Любимая женщина механика Гаврилова”, “Военно-полевой роман”. А тут жесткий, социальный сюжет. Тогда я решил: пусть это будет фильм о красивой, талантливой женщине, которая не может себя реализовать в нашей стране. К тому же в то время многие стремились выйти замуж за иностранцев и уехать.
Поскольку Петр Тодоровский не имел ни малейшего представления о жизни и нравах проституток, на “Мосфильм” для бесед с режиссером стали приводить путан, самых разных — совсем юных и в возрасте.
— Они охотно рассказывали о себе, — вспоминает Тодоровский. — Многих на это дело толкнула бедность. Живет без отца, у матери маленькая зарплата, а принарядиться-то хочется. Вышли с подружками на Красную площадь, познакомились с французами, пошли к ним гостиницу, заработали — и понеслось. Одна пятнадцатилетняя явилась в роскошной шубе, села нога на ногу: “Дуры боятся, а я не боюсь, поэтому в норковой шубе хожу”. Была очень милая и красивая девочка, студентка Тимирязевской академии, которая рассказала, что за неделю зарабатывает 7 тысяч рублей. А у меня потолок заработка тогда был — 3 тысячи в месяц. Запомнилась мне удивительная женщина — кандидат химических наук. Она хотела написать докторскую диссертацию, а у нее двое детей, муж бросил, зарабатывала копейки. Ну и занялась проституцией. Говорит: “Как только заработаю сто тысяч рублей, сяду за докторскую диссертацию”. Ее история вошла в фильм, а сыграла ее Люба Полищук.
Как выглядят путаны в рабочее время, режиссер увидел в валютном баре питерской гостиницы “Прибалтийская”, где должны были сниматься некоторые эпизоды фильма. Служащие отеля указали ему на даму с минимумом косметики и сдержанными манерами: “Она три года отсидела за проституцию. А теперь ходит сюда со своим постоянным клиентом, иностранцем”. В фильме путан одели в вызывающе экстравагантные туалеты, более соответствующие распространенному представлению о жрицах любви.
— До этого я в своей жизни лишь один раз видел проституток, — рассказывает Тодоровский. — Поздно вечером после банкета с французским прокатчиком я стоял у гостиницы “Националь” и ждал, когда за мной приедет жена. Мое внимание привлекла группа необычно одетых женщин, вокруг которых роились молодые люди, по виду иностранцы. Между ними шел какой-то торг. И вдруг появилась настоящая секс-бомба: с роскошной грудью и бедрами, в такой короткой юбке, что трусики было видно. Рядом со мной остановилась тетушка с авоськой, в которой лежал кочан капусты и бутылка кефира. Она посмотрела на секс-бомбу и оценила: “Ну, енту сразу возьмут”. А “ента” как раз заметила меня — одиноко стоящего мужчину. И сразу ко мне, с зазывной улыбкой. Но тут как раз подъехала моя жена, открыла дверцу машины, я нырнул туда и был таков!
Когда в журнале “Советский экран” появилось интервью с Петром Тодоровским, рассказавшим о съемках фильма с рабочим названием “Фрекен Танька”, на студию повалили письма.
— Одно было из Усть-Каменогорска, — рассказывает режиссер. — В конверте фотографии роскошной девахи — обнаженной, в откровенных позах. И письмо: “Это кино про меня, только я могу сыграть Таньку”. Много было таких посланий: “Возьмите меня на эту роль, не пожалеете… Я все про эту профессию знаю”.
Владимир Кунин как-то признался, что сценарий “Интердевочка” писал с прицелом на актрису Татьяну Догилеву. А режиссер остановил выбор на театральной артистке Елене Яковлевой, к тому времени сыгравшей лишь одну небольшую роль в кино.
— Ее привела ассистент по актерам Таня Пронина, — вспоминает Тодоровский. — Смотрю, сидит маленькая, худенькая девушка в шапочке-“буратинке”, ножки переплела. По моим представлениям проститутка должна быть секс-бомба с формами. Нет, думаю, эта бледненькая, тоненькая не годится. Но, начав репетировать, понял, что Лена и собой хороша, и, что еще важнее, замечательная актриса. Я ее сразу утвердил.
На роли других путан, подружек главной героини, режиссер подбирал актрис, которые могли составить интересный и разнохарактерный ансамбль. В ту пору еще корпулентная Ирина Розанова сыграла солидную девицу Симку по кличке Гулливер. Ингеборга Дапкунайте идеально подошла на роль Кисули — тощей гадючки с папироской в зубах.
— Мне очень понравился литовский акцент Инги, — говорит Тодоровский. — Когда на съемках ее что-нибудь возбуждало, она говорила: “Обальдеть!” Наташа Щукина прекрасно сыграла проститутку-школьницу с коронной фразой “Мой папа африкановэд”. Она была совсем юной, но оказалась прекрасной актрисой, а на съемки в Швецию даже приехала с бойфрендом. С Ирой Розановой и Леной Яковлевой я потом работал в других картинах. Лена две “Ники” получила за мои фильмы — за главную роль в “Интердевочке” и за роль второго плана — в “Анкоре”. Она шутила: “Нужно нам с вами заработать еще одну “Нику”, тогда я смогу из них сделать подставку для туалетного столика”.
Елена Яковлева не любит вопросов про “Интердевочку”. Несколько лет назад она даже заявила, что учредила специальный приз журналисту, который не задаст вопроса про этот фильм.
— Этот приз так никому и не достался, и, наверное, никогда не достанется, — поделилась Елена Яковлева с “МК”. — Вообще-то я давно поняла, что “Интердевочка” — довольно большая и приятная страница моей жизни. Я очень серьезно к ней отношусь и благодарна Петру Ефимовичу, который мне подарил такую хорошую, серьезную роль. А насчет приза — это была шутка, которую многие приняли всерьез. Не понимают у нас шуток.
В свое время Яковлеву действительно замучили вопросами об “Интердевочке”, и особенно об откровенных сценах, в которых ей пришлось сниматься. Между тем в фильме лишь одна откровенная сцена, показавшая Таню Зайцеву в, так сказать, “производственном процессе”.
— Если бы мы сняли то, что в этот момент происходило на площадке, это был бы лучший фильм в моей жизни, — уверяет Петр Тодоровский. — Дело было так. Лена лежала на кровати в одних трусиках. В павильоне звучала джазовая музыка. Оператор Валерий Шувалов ритмично двигал камерой. Осветитель размахивал осветительным прибором. Под кровать было подведено бревно, на которое я в такт музыке нажимал. Пока сняли этот кадр с разных точек, все были мокрые и вымотанные. Одна Лена полеживала, отдыхала.
Первая серия фильма посвящалась Таниной жизни в Ленинграде и кончалась тем, что Таня, преодолев множество препятствий, все же улетала к своему мужу в Стокгольм. В сценарии сцена прощания в аэропорту была донельзя слезливой. Рыдали все — Таня, ее мама, подружки.
— Накануне съемок я сидел ночью на кухне и мучился, — вспоминает режиссер. — Что мне делать с этими слезами и соплями? И почему-то стал насвистывать “По диким степям Забайкалья”. И тут меня осенило. Утром примчался в фонотеку студии: “Срочно найдите мне эту песню!” В фильме песня, звучащая за кадром, когда Танин самолет делает последний вираж над Питером, просто спасла картину.
Деньги на экспедицию в Стокгольм, где должна была сниматься вторая серия, удалось найти жене режиссера, продюсеру Мире Тодоровской. На Московском международном кинофестивале она познакомилась с сыном знаменитого американского писателя Уильямом Олдриджем, который, как и Тодоровский, окончил ВГИК. Мира Григорьевна рассказала ему о финансовых проблемах, Олдридж взял сценарий, а через неделю позвонил и сообщил, что нашел в Швеции молодого миллионера, готового вложить в картину деньги. Миллионер владел сетью ресторанов, но главную часть состояния нажил с помощью завода, на котором выращивал бычков-производителей.
Заручившись его финансовой поддержкой, Петр Тодоровский поехал в Стокгольм на выбор натуры и поиски актеров. На роль мужа главной героини он выбрал Томаса Лаустиолу. Когда-то он играл в театре великого шведского режиссера Ингмара Бергмана, потом спился, был уволен с работы, его бросила жена. Но сумел излечиться и даже открыть собственную наркологическую клинику. Лаустиола был весьма состоятельным владельцем нескольких больниц, но с радостью согласился сняться в кино.
— Сначала мы с Томасом общались через переводчика, — рассказывает режиссер. — А потом просто с помощью мимики и жеста. Для той части роли, которая снималась в Ленинграде, он выучил несколько русских слов. У Лены Яковлевой часть диалогов была на шведском, и она, прислушавшись к интонациям шведского языка, быстро их схватила. Помню, она озвучивала свою роль с температурой 39. Настоящая рабочая лошадка! В Швеции это очень помогло: ведь работать пришлось в жестком режиме.
В первый же вечер шведы устроили банкет для русских коллег. А наутро выдали обратные билеты. Из этого следовало, что на съемки полуторачасового фильма русским отведено всего 22 дня. Потом шведская часть съемочной группы поражалась трудоспособности русских, работавших с 8 утра до 12 ночи. Труднее всего пришлось режиссеру, который по ночам еще и переписывал сценарий.
— Оказавшись в Стокгольме, я поинтересовался судьбами бывших путан, — рассказывает Тодоровский. — Шведы, строившие в Ленинграде гостиницу “Прибалтийская”, женились на питерских интердевочках. Но большинство из них вскоре махнули на пароме из Стокгольма в Гамбург, где продолжили работать “по профессии”. Я поговорил с одной из немногих, оставшихся в Стокгольме. У нее все было благополучно, но она мечтала вернуться в Ленинград, потому что здесь чувствовала себя человеком второго сорта.
В шведских деревнях детей пугают: “Вот придет русский, посадит тебя в мешок и унесет”. До сих пор не простили нам Полтавскую битву. В центре Стокгольма стоит бронзовый Карл и указывает в сторону Петербурга. Так что русские, приехавшие в Швецию на ПМЖ, чувствуют себя там не очень уютно.
Студия “Мосфильм” только-только перешла на хозрасчет, когда подоспела “Интердевочка”. Все конторы кинопроката выстроились в очередь за очевидным кассовым лидером. Генеральный директор студии Владимир Досталь, продавая им “Интердевочку”, прикладывал в нагрузку картины попроще. Фильм также купили Япония, Канада, Южная Корея, Германия, откуда на “Мосфильм” потекла валюта. У студии тут же появились десять “Мицубиси”, новая звукозаписывающая аппаратура. А съемочная группа хорошо заработала благодаря прокату фильма в СССР. В те времена режиссерский гонорар за постановку фильма составлял 6 тысяч рублей. Петр Тодоровский получил за “Интердевочку” 120 тысяч рублей.
— На “Мосфильме” по этому поводу был ажиотаж! — смеется режиссер. — Моя директриса Валя Зайцева рассказала, что ее ближайшая подруга даже перестала с ней разговаривать. Все, начиная с оператора-постановщика, кончая уборщицами, которые работали на картине, получили очень большие деньги. Актеры — те вообще ошалели от небывалых гонораров.
Ингеборга Дапкунайте вспоминала, как ей позвонил администратор картины и сказал: “Если стоишь, сядь”. И назвал сумму ее гонорара, многократно превышавшую обычную и составлявшую стоимость хорошего автомобиля. А Петр Ефимович и Мира Григорьевна Тодоровские долго не знали, что делать со свалившейся на них небывалой суммой в 120 тысяч рублей, пока им не посоветовали купить дом и участок.
Для шведского проката нужно было смонтировать более короткий вариант фильма, ради чего Тодоровский должен был ехать в Стокгольм. Однако из Швеции пришло известие, что продюсер сел в тюрьму за неуплату налогов с огромной суммы — порядка двадцати миллионов долларов.
— Картина, разумеется, была остановлена, — рассказывает Мира Тодоровская. — Я попросила мою знакомую, которая была замужем за шведом, чтобы он мне сделал приглашение. В Стокгольме я дозвонилась в тюрьму нашему торговцу бычками. Он сказал, что картину ему удалось спрятать, переведя на другую фирму, и из уважения к Тодоровскому он готов продать шведскую долю фильма.
С переводом при этом разговоре помогал некий Боссе Лернбо, который работал продавцом часов и к кино отношения не имел. Поняв, что шведская доля продается за небольшие деньги, тут же ее перекупил, воспользовавшись тем, что фрау Тодоровская не понимает по-шведски. С той поры Боссе Лернбо стал кинопродюсером, переехал в Лос-Анджелес. Петру Тодоровскому он оплатил лишь работу над укороченной версией фильма, а Миру Тодоровскую как продюсера пару раз брал на международные кинорынки, где успешно торговал “Интердевочкой”.
Петр Тодоровский и Елена Яковлева ездили с фильмом по разным странам, собирая заслуженные лавры. На фестивале в Токио “Интердевочка” получила Серебряный приз, а Елена Яковлева — награду за лучшую женскую роль. На пару с Марлоном Брандо, который получил награду за лучшую мужскую.