“Пелагия и белый бульдог” — экранизация одноименного романа Бориса Акунина. Только вместо щеголеватого статского советника Эраста Петровича Фандорина, к которому уже привыкли наши зрители, жестокие преступления впервые расследует хрупкая девушка в монашеских одеяниях. Надо сказать, делает она это изящно и по-женски деликатно.
Самоубийца — некто Павел Аристархович, — будучи человеком набожным, завещал все состояние на строительство храма. Но вот незадача — по закону завещание самоубийцы недействительно. Пока архиерей Митрофаний (Феклистов) выслушивает рассказы очевидцев, в углу экрана появляется почти незаметная фигура монашки, в которой не так-то просто признать актрису Полину Кутепову. Вся в черном, в круглых очках, она бесшумно стоит рядом, затем так же бесшумно заходит в дом. Не обращая внимания на причитающего привратника, с лупой рассматривает цепочку с иконой, которую Павел Аристархович якобы содрал с себя в сердцах, прежде чем повеситься. На цепочке — едва заметные волоски веревки. Выходит, “самоубийце” кто-то помог… Поделившись открытием с архиереем, Пелагии остается только незаметно улыбнуться, когда мгновенно раскаявшийся привратник расскажет, как все было на самом деле.
Так, за каких-то десять минут экранного времени Пелагия — монахиня, питающая особую страсть к разыскной деятельности, — раскрывает первое преступление. Но уже следующая задача куда сложней…
В первых сериях Пелагия вовсе почти незаметна и немногословна. Согласно своему персонажу, она появляется неожиданно и ровно там, где происходит что-то неладное. Впрочем, Полине Кутеповой не весь сериал придется проходить в скромном облике монашки…
— Монахиня в интересах следствия периодически меняет свой облик, — говорит режиссер Юрий Мороз. — Так что Полине, как и ее героине, приходится играть то серую мышку, то светскую львицу.
За неимением длинных монологов Кутепова создает свою героиню из тонких деталей. Там чуть улыбнется, тут задержит взгляд на секунду дольше, чем требуется, а здесь только едва склонит голову, но уже понятно — Пелагия что-то замышляет. Точнее, размышляет.
А замышляет недоброе герой Тимофея Трибунцева — чиновник из Петербурга, приехавший по доносу в тихий губернский городок на берегу Волги. Господин Бубенцов (так зовут чиновника), известный неприятной репутацией и честолюбивым характером, собирается бороться с язычеством, которое проповедуют местные коренные жители. Когда надо — улыбнется, когда надо — больно щелкнет по носу, Бубенцов одновременно и карикатура власти, и ее реалистичный портрет. Со всеми ее глупыми усилиями улучшить статистику по количеству обращенных в христианскую веру и тягой поскорее забраться вверх по карьерной лестнице.
С первых же минут сериала покоряет своей прекрасной игрой Нина Усатова в образе генеральши Татищевой. Ее генеральша — одна из самых богатых местных помещиц и владелица уникальных, а главное — любимых ей больше всех своих многочисленных родственников белых бульдогов. Именно отравление одной из собак, обернувшееся серьезным ударом для ее хозяйки, привело в эти края Пелагию.
Усатова в образе помещицы — точнее не придумаешь. Грозная и бесстрашная, крикнет — с деревьев опадет листва, она превращается в натурального ребенка при виде любимых бульдогов...
Съемки проходили в Москве, Суздале и Кириллове, в окрестностях Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. А роль усадьбы Дроздовки сыграло знаменитое имение Островского.
Среди этих реальных храмов, домов и усадеб органично смотрятся современные актеры в гриме и платьях XIX века. Кроме перечисленных артистов в сериале можно увидеть Максима Матвеева (сынок дипломата из “Стиляг”), с пышными усами и фотографическим аппаратом в руках, играющего одного из гостей Татищевой, модного столичного художника и фотографа. Загадочную и молчаливую внучку генеральши играет Виктория Исакова, а ее брата Петю — Алексей Вертков.
“Я понимаю, что интерес к сериалу будет вызван в первую очередь романом, а я всего лишь делаю его экранизацию. Близко к тексту. В литературном источнике много стилизации под классику — там и Достоевский, и Чехов. Для своей экранизации я выбрал светлые тона”, — сказал режиссер телефильма Юрий Мороз.
Так ли это? Посмотрим, включив телеканал “Россия” в понедельник.