МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Дан приказ ему на запад!

Александр Рыбак осуществил вековую мечту “старушки” Европы

“Старушку” Европу символизировала старушка Лиз Ассия, первая победительница “Евровидения-1956” в швейцарском Лугано. Все еще живая легенда “Евросонга” ради предполагавшегося триумфа впервые за многие годы была привезена на конкурс и целую неделю бодро зажигала в Москве, чтобы в ночь с субботы на воскресенье блистать на сцене “Олимпийского” в минуту евротриумфа. Сей антикварный шик смотрелся бы гораздо уместнее, конечно, рядом с не менее антикварным Эндрю Ллойдом Уэббером и его нефритовой статуэткой Джейд или же в трогательном тандеме с утонченной (и тоже уже почти вечной) Патрисией Каас.

Так, видимо, и предполагалось по “оптимистическому” сценарию Европейского вещательного союза. Однако ни Великобритания, ни Франция, бросившие на выполнение миссии тяжелую рок-артиллерию и поп-ядерные боеголовки, не справились с задачей вернуть странам-учредителям увязшее в восточных болотах “Евровидение”. Операция чуть не вылилась в сиквел известного муви Mission Impossible, если бы не главный герой. Томом Крузом этой “миссии” на “Евросонге” стал глазастый и юный белорус с норвежским паспортом Александр Рыбак, которому, собственно, все и предсказывали победу — и опросы, и букмекеры, и “МК” одним из первых в России. Не пропали зря даже расходы Филиппа Киркорова на пирожки, которыми он закармливал молоденького “пупса” у себя на хате за пару дней до финала. Теперь и Филя примазался к славе, вещая на всех углах, какой он был с этими пирожками мудрый, дальновидный и расчетливый.  

Мадам Лиз Ассия в итоге хоть и выглядела иллюстрацией к поговорке “ни к Рыбаку, ни в Красную Армию”, но, кажется, была очень довольна, что оказалась в момент торжества в окружении бодрящей юности — Билана и Рыбака. Триумфатор, не растерявшись, схватил “евролегенду” в охапку и закружил по сцене, от чего чистокровная швейцарка так расчувствовалась, что неожиданно затараторила на чистом норвежском в телекамеру, вызвав большое изумление даже в самой Норвегии.  

Миссия московского “Евровидения” оказалась хоть и наполовину, но выполненной. Пусть не в одну из четырех стран-основательниц, но все-таки на Запад многострадальный конкурс уезжает. Ирония судьбы лишь в том, что задачу эту Европе удалось решить все теми же, ненавистными британскому комментатору “Евровидения” Терри Вогану, славянскими руками.

Триумфатор

Европа практически единогласно проголосовала за Рыбака, и для Европы его голос оказался слаще, чем у Патрисии Каас и Джейд Ивен, а композиторский дар (он же и сочинитель собственной песенки Fairytale) лучше, чем у самого сэра Эндрю Ллойда Уэббера. Причем намного лучше! Саша просто лишил в этом году “Евросонг” главного аттракциона — волнительного голосования, когда до последнего момента подчас не ясно, кто урвет победные очки, и адреналин пульсирует в зале и у телеприемников, словно извергающаяся из вулкана лава. Свои вердикты еще не огласили 36 стран, но, когда Дания (шестая в очереди на объяву) вслед за Испанией и Исландией поставила высшие 12 баллов, Франция и Ирландия по 8, а Британия 10, стало ясно, что “все свободны”! Следующие 40 минут объявления результатов превратились лишь в обмазывание клубники шоколадом. В результате — мегарекорд “Евросонга”! — ошеломляющие 387 баллов (хотя по сравнению с прошлым конкурсом в Белграде голосующих стран было меньше) и фантастический отрыв от ближайшей преследовательницы — Исландии с блистательной певицей Йоханной в 165 баллов! К слову, “разрыв” между Биланом (272) и Ани Лорак (230) в прошлом году составлял всего 42 очка.  

Объяснение подобной “беспримерности” дал сам триумфатор после победы. “Белорусская душа меланхолична и склонна к романтике, — сказал г-н Рыбак, — а в Норвегии живут очень веселые и позитивные люди. Соединение этих качеств во мне, наверное, и объясняет такой результат…”  

Критики сразу разглядели, что музыка 23-летнего старлета слишком похожа на национальные запилы практически всех восточноевропейских стран, а значит, Европа примет его как родного. Мало кого оставили равнодушными и искренняя улыбка, и чистый детский взгляд. Но главное, конечно, не в созданном сценическом образе деревенского мальчика со скрипкой, а в написанной им песне, под которую и хороводы водить можно, и водку пить, и плакать, и смеяться. Простая история о первой юношеской любви оказалась намного ближе большинству “евровидийной” публики, чем эстетский снобизм иных конкурентов.

В десятке

На втором месте оказалась еще одна фаворитка конкурса — 18-летняя Йоханна из Исландии с хитовой любовной балладой Is It True. С одной стороны — неожиданно, с другой — прогнозируемо. О том, что акции певицы резко пошли вверх (особенно у европейских наблюдателей) после первого полуфинала, “МК” писал еще на прошлой неделе. Мощная песня и прекрасное исполнение совершенно заслуженно не дали Йоханне затеряться среди других красавиц “Евросонга”.  

Третье место — еще одна сенсация и большой успех Азербайджана. Страна дебютировала на конкурсе только в прошлом году с успешным 8-м местом у дуэта Эльнур и Самир и совершила еще один впечатляющий рывок. Дуэт Айсель и Араш взяли “бронзу” (207 баллов) с небольшим отрывом от Исландии. Эта парочка выжала из своей хитовой песни Always максимум.  

Бельгийская гражданка Хадисе, представляющая Турцию, уступила место Азербайджану и заняла четвертую строчку, что можно считать большой удачей для посредственной и банальной песенки Dum Tek Tek. Заманила, видать, слабонервных танцем живота, хотя на сцене певица смотрелась раза в три менее эротично, чем в собственном клипе.  

Знаменитый мюзикл-композитор Эндрю Ллойд Уэббер лично прилетел в Москву, чтобы подыграть на рояле британской конкурсантке Джейд Ивен песню собственного сочинения It’s My Time. Пела Джейд великолепно, и улыбался Уэббер широко, но для массового зрителя телеконкурса его песня оказалась, видимо, слишком академичной. Не спасло даже “выгодное” место в концерте — за два номера до финала. Впрочем, пятый результат со 173 баллами для страны, которую, как вопил Терри Воган в микрофоны Би-би-си еще в прошлом году в Белграде, “никто не любит и никто за нее не голосует”, — большая удача. Практически победа!  

А вот Эстония, которую на конкурсе никто не замечал вплоть до второго полуфинала, явно довольна своим неожиданным прорывом в десятку лучших. Струнный ансамбль Urban Symphony с вокалисткой-скрипачкой и космической по звучанию композицией Radajad заворожил “Олимпийский”. Шестая позиция и аплодисменты Эстонии за красоту и удивительную изысканность.  

Напрасно поп-стар из Греции Сакис Рувас рвал на груди дорогую рубаху в финале “Евровидения”. Напрасно в комментариях к конкурсу его по-дружески расхваливал Филипп Киркоров. Вожделенного первого места Сакис так и не увидел, застряв на седьмой строчке. Возможно, вместо того, чтобы тратиться на пиар и перепичканную устаревшими фишками хореографию, ему нужно было потратиться на хорошую песню. У Сакиса теперь — большая проблема: с какими глазами вернуться в Грецию, которая ждала от него феерического реванша наподобие того, что был у Билана в Белграде?  

Преступившая ради провалившейся миссии собственный 20-летний принцип — не петь 16 мая в день смерти мамы — Патрисия Каас из Франции заняла лишь восьмое место. Композицию она привезла необыкновенную — Et S’il Fallait Le Faire. Волшебный мелодичный и светлый французский шансон, положенный на изысканную и драматичную вокальную партию. Неповторимо! Но, к сожалению, популярности м-м Каас в России хватило лишь на то, чтобы украсить звездным именем первую десятку. И “Евровидение” в Париже сорвалось.  

Любимчики журналистов, группа Regina из Боснии и Герцеговины, с песней на родном языке Bistrа Voda оказались на девятой позиции. Мелодичная, местами маршевая баллада покорила профессионалов, но прошла почти незамеченной среди зрительских масс. Хотя по силе и эмоциям Bistrа Voda едва не перешибает победную песню Рыбака. По всей видимости, Regina появилась на “Евровидении” просто в неудачное для себя время.  

Сестры Инга и Ануш из Армении замыкают первую десятку. Их запев Everybody move your body действительно запомнился, слишком уж неожиданно девушки скрестили в песне техно-поп и этно. Да и танцовщицы весьма провокационно сверкали чулочными подвязками из-под мешковатых национальных армянских костюмов.
Аутсайдеры

На примере последнего места Финляндии видно, насколько важно выгодное концертное соседство. Waldo’s people, жгущие мусорные баки и факелы, со своим урбан-стрит-дэнсингом и слабоголосыми танцорками на подпевках вызывали справедливое недоумение после блестящего номера британки Джейд. Вышедшая автоматически (как страна-учредитель) в финал Испания с певицей Сараей наверняка не прошла бы и полуфинала с танцевальным номером а-ля выпускной в школе бальных танцев, затасканными кричалками “Take me! Shake me!” и внезапным исчезновением артистки за оранжевой тряпкой. Вполне заслуженная предпоследняя позиция, которую Испания почему-то разделила с Сашей Соном из Литвы. Удивительно, что любовная баллада Саши его собственного сочинения, исполненная с искренним чувством, так и не нашла отклика в сердцах европейцев. 23-е место Литвы — пожалуй, самая большая несправедливость московского “Евровидения”.  

Оперно настроенные Киара из Мальты и Малена Эрнманн из Швеции тоже оказались в хвосте “евровидийного” состава. А вот низкий результат Германии удивителен. Немцы, тоже попадающие в финал автоматически, выставили на конкурс Алекса Кристенсена, давно живущего в США композитора, известного музыкального продюсера и неплохого артиста. В своем номере Алекс поиздевался над “Евровидением” как мог: вывез на сцену совершенно ненужный в песне рояль (на “Евровидении” каждый второй грешит роялем), оделся в сияющие штаны и нагнал нелепой подтанцовки. А в качестве стеба над несвежестью “евровидийных” трендов на фоне мировых музыкальных тенденций он притащил в Москву 36-летнюю королеву бурлеска Диту фон Тиз, бывшую супругу рокера Мэрилина Мэнсона. Дита блистательно выступила в образе легендарной черно-белой мультяшки 30-х Betty Boop, но все зря. Германия не переплюнула даже самых явных слабаков финала — Румынию, Хорватию и Албанию. Не понимают на “Евровидении” хороших шуток!  

Из-за насыщенных национальным колоритом орнаментных декораций Молдовы номер Нелли Чобану за кулисами цинично прозвали “песней про ковры”.

 Выступление португальской группы Flor-de-lis не вызывало ничего, кроме умиления, но этого для победы маловато. На их фоне дуэт Нора и Миа из Израиля с антивоенной песней Must Be Another Way кажется несправедливо обиженным оценками.  

Ровнее всего “Евровидение-2009” прошло для Дании. Певец Brink, безусловно, выглядел на общем фоне свежо и даже модно с поп-роковой запевкой Believe Again, но яркости в его номере было маловато. Песня неплохо смотрелась бы на десятых позициях европейских радиочартов, но не на конкурсе “Евровидение”, где все стараются как можно заметнее прыгнуть выше собственных голов. Поэтому надеяться ему изначально было не на что, хорошо хоть, что украсил собой финал и законно укрепился в середнячках на 13-м месте.  

Украинка Светлана Лобода явно была недовольна результатами голосования. Лобода ехала в Москву за победой, а в итоге оказалась лишь на 12-й позиции. К тому же в последние два дня перед финалом у нее едва не сдали нервы. Во время репетиций бесконечно случались казусы с сумасшедшей декорацией — тремя крутящимися металлическими колесами. Не все детали конструкции работали так, как хотелось бы конкурсантке. В отчаянии она даже подозревала технический персонал во вредительстве. Но на концертах переживания артистки зрителям были не видны, казалось, все у нее работает прекрасно, а подтанцовка даже стала намного слаженнее, чем в полуфинале. Может, виной такому низкому результату — совершенно бессмысленная “секс-бум-бум” песня? Или просто она обратилась не по адресу — номерок бы прошел в любом стрип-баре “квартала красных фонарей”. Но это уже другая публика.  

Ни счастливая цепочка Димы Билана, ни его же счастливый порядковый номер в финале — 10, не помогли Анастасии Приходько попасть в первую десятку. Видимо, европейцы не оценили минималистичный номер певицы, единственным элементом шоу которого стала ее же резко стареющая голова, размноженная на несколько экранов. Правда, счастливчики, попавшие на финал в “Олимпийский”, во время выступления Приходько наблюдали растянутую на все “сто тысяч миллионов” собранных в Москве экранов кардиограмму, которая периодически складывалась то в слово “мамо”, то в буквосочетание “алле”. Однако если учесть, что в этом году Россия не стремилась к победе в конкурсе, артистка с 11-м местом достигла на “Евровидении” своего главного результата: раньше она была известна лишь кучке фанатов реалити-шоу “Фабрика звезд”, теперь же вся страна и даже частично Европа знают, кто такая Анастасия Приходько.

Еврокайф

Главным же достижением московского “Евровидения” стали масштаб и грандиозность постановки, о которой говорит вся Европа, так же, как и о рекордно потраченных на это роскошество более 50 миллионов долларов. Оставив в стороне ворчание иных морализаторов о страданиях в эпоху кризиса и горящих заживо пенсионерах в обветшалых приютах, можно сказать, что несказанное удовольствие и десятков тысяч зрителей, и десятков миллионов тех, кто был у экранов телевизоров в эти дни, вполне стоило потраченных денег. Концертный директор “Евровидения-2009” г-н фон Цвайбург так и сказал: “Следующим устроителям придется удивлять уже чем-то другим, потому что такой масштаб повторить трудно.”
Алла ЖИДКОВА, Артур ГАСПАРЯН.

БЕССОННАЯ НОЧЬ  

В Манеже отпраздновали финал “Евровидения” без Рыбака

Ночь с субботы на воскресенье, несмотря на промозглую московскую погоду, в “Euroдоме” выдалась жаркой. Финал “Евровидения-2009” в Манеже проходил под звон бокалов с шампанским, аромат шашлыка и танцы до упаду.

— Украина! Ук-ра-и-на! — сотрясались стены “Euroдома” от истошного крика. Источником его были, как выяснилось, танцоры украинской делегации. Самой Светланы Лободы, которая на “Евровидении-2009” заняла 12-е место, в зале не наблюдалось. Едва отгремели последние аккорды “Евро”, участники и победители начали перемещаться поближе к Красной площади — в охваченный песенной лихорадкой Манеж. Но в глубокую ночь, ближе к рассвету, после двух изнуряющих бессонных недель сюда добрались лишь самые стойкие конкурсанты.

* * *

— Это любовь! Что вы, какая революция? Я пел про любовь, — разъяснял в дверях значение своей конкурсной песни участник “Евро” от Боснии и Герцеговины — солист группы “Regina” Давор Эбнер. В этом году его по праву можно назвать любимцем публики — едва он зашел в холл “Euroдома”, его тут же облепила визжащая толпа поклонниц. Тот ласково целовал каждую женскую ручку, вежливо фотографировался и мило улыбался.

* * *

Из троицы финалистов в Манеже были замечены обладатели “евробронзы” от Азербайджана — Араш и Айсель:  

— Честно скажем, мы не ожидали 3-го места, — поделился с “МК” дуэт. — Тем более что букмекеры до этого пророчили нам самое высокое лишь 4-е место. Ведь в этом году такие сильные конкуренты были. Мы очень переживали. И пока следили за голосованием, думали: “Хорошо, что мы в пятерке”. А тут такая радость! Мы третьи! Очень счастливы!  

А в один из самых волнующих моментов конкурса — когда в последние секунды голосования Азербайджан со второго места переместился на третье, по признанию парочки, у них “просто сжалось сердце”.

* * *

В “Euroдоме” в бессонную ночь отметился и Дима Билан. Под руку с моделью Еленой Кулецкой он, щедро раздаривая улыбки, прошествовал в зал. Правда, задержался в компании ошалевшей от всего происходящего фанатской толпы ненадолго. Через несколько минут парочка ретировалась домой отсыпаться. Тем временем светало. Народ расходиться никак не желал. Шампанское не заканчивалось, танцы и пляски продолжались.

* * *

— Победа Рыбака была закономерной, — признавал, покидая “Euroдом”, несомненные достоинства норвежского участника Константин Эрнст. — Задача России в этот раз была не выигрывать, а показать себя достойными хозяевами.

* * *

Про номер, где над огромным залом “Олимпийского” показали целое водное шоу, от которого у публики “в зобу дыханье сперло”, Эрнст заметил:
— Его придумали наши аргентинские друзья. Правда, оно не было таким масштабным. В конкурсах, подобных “Евровидению”, работают абсолютно новые и неожиданные вещи.

* * *

Наконец к шести утра утомленный евробезумством народ все же потянуло в сон. Тем более что тот, кого все так долго ждали, победитель “Евровидения-2009” Александр Рыбак, на пороге “Euroдома” так и не появился — устал.
Ирина ЛЫЩИЦКАЯ.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах