…Скончалась Екатерина Сергеевна дома, в московской квартире, где она жила со своей 94-летней слепой матерью (дочерью знаменитого философа Густава Шпета). Муж ее, Владимир Васильев, в это время находился в Италии. Предположительная причина смерти — сердечная недостаточность.
Ее все звали просто Катей — как девочку. Шли годы, а образ “девочки” не менялся: все тот же нахально-смешной хвостик на голове, все те же узкие элегантные брючки. Просто девочка, закончившая хореографическое училище, стала знаменитой. Никто из балерин не сравнится с ее хрупкостью, трепетностью, нежностью… И силой духа, так необходимого любой балерине, но не любой, может быть, посланной Богом. Господь поцеловал Катю Максимову еще в начале карьеры, сделав ее ученицей великой Улановой. А позже — женой Владимира Васильева. Так они и прошли по жизни — Катя с Володей, Максимова с Васильевым. Что бы между ними ни было за эти годы, пара неразделима.
Всю свою жизнь великая балерина отдала Большому театру. Ее Китри в “Дон Кихоте”, Анюта, Жизель стали эталоном и иконой классического танца нашего времени. Последние годы Максимова работала педагогом-репетитором Большого театра и Кремлевского балета. Ее знаменитые ученицы — примы Большого и Кремля (Галина Степаненко, Наталья Балахничева) — унаследовали истинно максимовскую манеру танца. В начале февраля она отметила 70-летний юбилей. Осталась верной себе — без пафоса и шумихи, избегая публичности, как всегда излишне скромна. В ней заметили единственную перемену — Катя изменила прическу, отказавшись от хвостика в пользу каре.
Екатерина Сергеевна не любила общаться с прессой. Но последнее интервью (в канун 70-летия) она дала нашей газете. Вот выдержки:
“Вечером даю себе слово: вот завтра надену что-то новенькое. А утром встаю, натягиваю тот же свитер и иду в театр. Я с большим вниманием отношусь к театральным костюмам и столько времени провела на всяких примерках, что в обычной жизни у меня уже и фантазии не хватает.
Я верю в судьбу. Когда я начинала в театре, Галина Уланова как раз заканчивала танцевать и ей предложили выбрать ученицу. Она не очень готовилась к педагогической деятельности, но выбрала почему-то меня. А мы ведь могли разойтись во времени, закончи она танцевать позже.
Я свой возраст не чувствую. Даже ловлю себя на мысли, что со своими ученицами начинаю разговаривать на равных. А потом думаю: “Девочке сколько лет, а сколько мне?”
Анатолий Иксанов, директор Большого:
— Она еще на днях приходила в театр, на работу. Мы все в шоке. Максимова — эпоха, золотой век Большого. Как балерина, как педагог, носитель традиций — она незаменима была и есть. Скромнейший человек, при всех ее регалиях — мало артистов, имеющих столько всяких наград. Никогда ничего не просила для себя, только для своих учеников.
Валентин Гафт, друг, партнер Екатерины Максимовой по фильму “Фуэте” (1986 г.):
— Как? Когда? Я не знал… Боже мой… Жизнь очень короткая. Когда уходят те люди, с которыми ты прожил жизнь… Это великая женщина. Грандиозное произведение Бога. Слава богу, что мы ее будем помнить, потому что осталось ее великое искусство. Мне выпало счастье с ней общаться. Уходят друг за другом мои современники…