О, времена. Вся история искусств вверх тормашками. Берут картину (летний пейзаж) известного художника Петера Монстеда и — в пику времени: русские-то нынче продаются дороже! — перелицовывают ее (добавляя фальшивую подпись) в картину Иосифа Крачковского. Мало того, что купивший ее как «Крачковского» попадает на деньги, так еще и пейзаж этот начинает гулять в арт-альбомах, искусствоведы делают доклады, защищают диссертации о «неизвестных страницах русского мастера», — пошла цепная реакция: кто есть кто — сам черт не разберет. «Тема эта, увы, неисчерпаема, — говорит зам. руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков, представляя 5-й том Каталога подделок, — это было, есть и будет, но мы можем и должны влиять на масштаб этой беды, на ее метастазы…».
…Мы много писали о первых 4-х томах, о «классификации фальшивок», если подобное словосочетание уместно. В двух словах речь идет вот о чем. Конечно, подделки — когда на картину или набросок, допустим, неизвестного мастера подставляют фамилию Левитана, и она в таком качестве хранится в Музее-заповеднике В.Д. Поленова — были всегда. Но обострение «болезни», создание масштабной международной преступной арт-индустрии можно датировать примерно концом 90-х — и всеми 2000-ми годами. Причина и следствие относительно просты. В России появились богатые люди. Они стали ценить (зачеркнуто), покупать русское искусство в несколько больших количествах, чем это наблюдалось ранее. Рынок ответил немедленно. Нужен «свеженький» Шишкин? Саврасов? Лагорио? Левитан? Айвазовский? Да нет проблем.
Понятно, что все картины, попадай они на аукцион, к арт-дилерам или частным владельцам, проходят сквозь руки экспертов. Как их обмануть? Да возьми схожую с манерой Шишкина картину западноевропейского художника того же времени. И «перебей» подпись. Или просто «добей» Шишкина, если подписи не стоит. Ну, фигурку подрисуй «в манере». Сучок. Земляничку. Если есть надобность.
Сначала складывалось обманчивое впечатление, будто преступники охотятся исключительно за «малоизвестными» западными художниками (а чего лишний раз знаковыми фамилиями бряцать? Они и дороже (как суррогат-заготовка). Однако, к 5-му каталогу выявилась весьма неприятная тенденция. Берешь в руки Каталог подделок — и пред тобою (словами эксперта и искусствоведа Владимира Петрова) — краткая история первоклассного немецкого и датского пейзажа. Это уже не третий ряд кордебалета. Перелицованы первые имена. Взять того же Монстеда… Петров:
— Когда мне принесли «Крачковского», я даже удивился, всю жизнь жил с мыслью, что это — лучший Крачковский, которого я когда-либо видел! А оказалось, что это — Монстед. Монстед стал жертвой. А ведь он как художник лучше Крачковского…
Лучше — не лучше, а на Крачковского в тот момент больший был спрос. Так что прощай, Монстед.
Или жил такой чудесный художник Фритц Карл Вернер Эбель, совсем вам не «малоизвестный». Так господа поддельщики целую облаву на него устроили. Скупали именно Эбеля по разным аукционам (как то на «Кристис» в Нью-Йорке, в 2002-м, оценка «плевая» — до $10 000) и переделывали то в Шишкина, то еще в кого (вот это уже порча откровенная: в фальшивом Шишкине картина значительно видоизменилась — фигурка со второго плана ушла на третий etc.). Словами Петрова: «Налицо — целевой поиск произведений именно Эбеля, который фигурирует в каталогах не однажды».
…Какие-то результаты от издания Каталога подделок уже есть. Поток «этого добра» поубавился (при том, что пик фальшивок — по оценкам экспертов — падает на 2004-05 гг., тогда несли «на сверку» потоком). Еще около 80 работ-подделок не вошли в 5-й том, но как заверил нас г-н Петраков «мы в этом деле точки не ставим». Работу следует продолжить. Поскольку речь идет не о десятках и сотнях, а о тысячах перелицовок, заражающих историю искусств: немцы, датчане, французы, швейцарцы навсегда лишаются своих авторов, а мы получаем «яркие неизвестные страницы творчества» своих…
Кстати, вскоре издатель пяти Каталогов Владимир Карпович Рощин постарается, во-первых, создать интернет-версию выпущенных книг, а во-вторых, презентует фильм «Ошибки или афера», где пред глазами зрителя предстанет вся «тайная история искусства», выйдут из тени многие факты музейной экспертизы, как подтверждающей, так и опровергающей фальшивки…