Их создателю, великому импресарио XX столетия Сергею Дягилеву, хотят поставить памятник в Париже.
Нужно ли объяснять, кто такой Дягилев? Надо, ибо заслуги его — велики. Слава Нижинского, Мясина, Баланчина, Павловой, Стравинского — это Дягилев. Мода на все русское в Европе — от Дягилева. Дошло до того, что английские танцоры, например Патрик Хили-Кей и Элис Маркс, взяли русские псевдонимы (Антон Долин, Алисия Маркова), а супруга короля Великого Георга VI заказала на свадьбу платье с мотивами из русского фольклора.
Одним словом, заслуги огромные, а благодарность потомков не особенно заметная. В Перми гимназия носит его имя, там же есть памятник работы Эрнста Неизвестного. Российская же столица вещественно еще не почтила память Дягилева, зато в самом центре столицы Франции, аккурат за Гранд-Опера, есть площадь основателя “Русских сезонов”. Но первый приезд “Русских сезонов” в Париж и их триумф связан не с Гранд-Опера, а с другим парижским театром — Шатле.
Звонок в Париж, в российское посольство.
— Это было бы вполне логично — установить памятник на площади, — комментирует “МК” посол России во Франции Александр Орлов. — На самом деле идея создать монумент возникла еще 12 лет назад, но тогда мэрия Парижа не поддержала эту идею.
А идея принадлежит Фонду Дягилева, созданному несколько лет назад в Перми. Господин Орлов, два месяца назад заступивший на пост посла, всячески поддерживает эту инициативу.
Но вернемся в Париж-2009, где “каждый камень Дягилева знает”. А вот памятника ему нет.
— Александр Константинович, в Москве установление памятника — дело непростое. В Париже с этим проще?
— Нет, здесь то же самое. Памятники устанавливают только с разрешения мэрии Парижа. Могу сказать, что уже прошли предварительные переговоры и мы нашли понимание у парижских чиновников.
Макет тоже существует. Его автор — скульптор Виктор Митрошин. Его Дягилев стоит в полный рост на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Сам Сергей Павлович в бронзе и вполне реалистичен — в цилиндре, фраке и с тростью в руке.
— На какие средства предполагается создание памятника?
— Думаю, государство не стоит обременять, мы рассчитываем на поддержку меценатов, на пожертвования. Идею открытия памятника поддерживает русская диаспора.