Откуда есть пошли “Носы синие”
<p>Шабуров—Мизин: один родом из Свердловска, другой — из Новосибирска. Участвовали во множестве совместных проектов, поначалу друг друга за художников не считая. Каждый думал, что “он-то — ого-го, а другие все — угу-гу”. До 20—30 лет их интересовало лишь “у кого писька длиннее”, после 30 пошла тотальная леность: “Не работать хочется, а просто лежать на диване!” В канун 2000-го залезли в бомбоубежище. Был в народе такой “страх-2000”: мол, с 1 января все компьютеры грохнут, поезда встанут, самолеты попадают… И вот Саша—Слава (и еще два десятка арт-беспредельщиков) решили инсценировать техногенную катастрофу, встретив НГ в бункере без электроники, алкоголя и женщин, но на второй же день стало скучно. И тут выяснилось, что один все-таки взял с собой видеокамеру. Начали снимать коротенькие фильмы, пародирующие все жанры современного искусства. Чтоб подчеркнуть жанр телекритики, Шабуров—Мизин надели на носы синие пробки от бутылей с водой. Отсюда и пошло — “синие носы”. От видео все были в восторге, но имен Шабурова—Мизина никто не помнил. Два года они бились за собственные фамилии, пока не приехали на какую-то биеннале в Прибалтику. Приходят селиться в отель, а фамилий в списке нет. Думают: в чем дело? Оказалось, их записали как Bluenoses — Саша Блюносис и Слава Блюносис. Смирились.</p>Блиц-знакомство:
— Шура, Слава, а вы рисовать-то умеете?
— Пытаемся разучиться. Современное искусство — это технологии, и совсем не обязательно, чтоб кисточкой по холсту… Мы смотрим телевизор и то, что видим, доводим до абсурда.
— Берет гордость за свои творения?
— Конечно. Почти за все, — Саша кивает, — мы же пожилые люди, воспитанные в Советском Союзе. А там люди не скороспелые были, вызревали. Это мы сейчас изображаем из себя рубаха-парней. А вот Слава, например, “бумажный архитектор”, проектировал космические корабли будущего. Я — реставратор, 15 лет музейного стажа. Так что уровень есть. Учимся делать нечто выдающееся, пусть даже из каких-то импровизационных шаляй-валяев и тяп-ляпов…
Пока мы беседовали с Сашей, молчаливый Слава Мизин уже создал нечто арт-олимпийское: кулак с отметиной пяти колец. Вместо кисти-палитры — карандаш. Но он не рисует им, а выдавливает обратной стороной (где ластик обычно) на руке кольца. И сразу фотографирует. Вот и готово искусство:
— Это русский кулак! — орет Слава.
— Мы будем щас такие на попе у вас выдавливать. Или — лучше по всему телу! — заходится в восторге Саша.
— Есть ли для вас табуированные темы?
— Мы ж не какие-то идиоты, — Слава Мизин говорит. — Саша же предлагал, чтоб художников в разряд юродивых зачислить. Обычное понятие о нравственности у всех присутствует. Нельзя бить детей, обижать стариков — это прописное.
— У Славы вообще трое маленьких детей, — Саша добавляет: — Если он что и делает, то с оглядкой.
— Вы состоятельные люди?
— Художник никогда не бывает сверхбогатым, он ближе к социально незащищенным слоям. Есть особая прослойка — те художники, которые занимаются развлечением богатеев. Но они никому не интересны. Что до нас, то на жену, детей, еду, квартиру и производство новых работ хватает. Но не более. Никаких 15 тысяч евро только за то, что вышел из подъезда…
Саша—Слава, покидая поле олимпийского абсурда:
— Ну вы это, как будет скучно — зовите. С вашими девочками, за ваш счет можно и к 8 Марта, и к 23 февраля — короче, к любому празднику та-а-акое замутим!
Просим считать данную публикацию официальным обращением к руководству Третьяковской галереи на предмет возможного приобретения новых фотошедевров “Синих носов” & “МК” и последующей их демонстрации в залах современного искусства.
Предупреждение. Поскольку девушки получили как легкие моральные, так и телесные повреждения (от бенгальских огней и рвавшихся на их спинах петард, вставленных в торт), повторять подобное на крышах других СМИ активно не рекомендуется!
В ролях:
Саша Шабуров и Слава Мизин, арт-группа “Синие носы”, режиссеры проекта;
Мария Москвичева и Мария Голубева, арт-журналистки, сочувствующие “Синим носам” и безропотно вошедшие в образ пекинских олимпиек;
Сергей Иванов, фотохудожник;
Ян Смирницкий, идеолог проекта.