МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Выставка сновидений: подушки, превращенные в арт-объекты

При входе на выставку «Ускользающий сон» встречает монолог подушки. «Эй, человек!...», – так и кричат буквы на мягком квадрате, мелким шрифтом испещрённом студентом Тимофеем Алеевым. Пока дочитаешь – уснешь. Есть на выставке арт-объекты покруче: подушка невротика с шипами, подушка одиночки, обнимающая себя до удушья, подушка в виде гигантского пакетика чая – для полуночников. Коллективное бессознательное исследовал «МК».

Фото: Мария Москвичева

Эту выставку открыли в Международный день сна, который пришелся на Полнолуние. «Ускользающий сон» начинается с двух десятков подушек, которыми завешан весь коридор учебного заведения для дизайнеров. Наталья Скопина показывает изнанку сна – у ее подушки пуховые перья наружу. Другая – «Рваный сон» Виктории Мамоновой – подушка с дырками напоминает мягкую скульптуру Жоана Миро. Следующий «портал» в сны показывает ритм бессознательного – кардиограммой, вышитой черной нитью. Работа Алены Хажиновой поэтично называется «Сон на изломе».

Подушка второкурсницы Анны Снежко с землей внутри - «Рост», из нее пробиваются зеленые побеги. Она напоминает, что человек растет во сне: только в этом состоянии вырабатывается гормон роста — соматотропин. Рядом с ней подушка полностью из сушеной травы – огромный чайный пакетик «Неспящий Улун».

Фото: Мария Москвичева

Такими студент Степан Горячев не дает себе провалиться в мир грез, когда готовится к экзаменам. Подушку Анастасии Буковой, из которой струится песок, автор живо комментирует: «Закрывая глаза, мы думаем, что время во сне идет очень медленно, но, отрывая их, понимаем, что оно «высыпалось». Ее подруга Дарья Варламова иллюстрирует способ быстрого засыпания: «Нужно представить, что ты смотришь затылком». Ее подушка светится как большая лампочка Ильича. По словам автора, это затылок, свет из которого символизирует «открывающийся во сне «третий глаз».

Фото: Мария Москвичева

Все экспонаты, созданные студентами-дизайнерами 1-3 курсов, – часть партиципаторного проекта Марины Звягинцевой. Принцип «искусства участия» – вовлечённость в процесс создания произведения. В данном случае со-участниками стали 25 студентов, которым был предложен один и тот же материал для превращения его в арт-объект на сновидческую тему. А именно – подушка размером 45 на 45 см. Каждую идею студент иллюстрировал эскизом, который утверждали художница и ректор института дизайна Марина Волынкина. В коридорную тотальную инсталляцию вошли лучшие работы.

«Сон – не бессмыслица, а замаскированное осуществление желания. Согласно теории Фрейда, не осуществлённые желания вытесняются из области сознания и переходят в область бессознательного, где сохраняются», – считают психологи. «Подушечный эпиграф» продолжает живописный проект Марины Звягинцевой о сне в разных его фазах. Своего рода воротами в светлый зал служат вертикально стоящие железные кровати. По полупрозрачной ткани, застилающей койку вместо матраса, написаны названия глав сновидческого проекта – фаза засыпания, фаза медленного (глубокого) сна, фаза быстрого (легкого) сна. Это и названия разделов – и краткий экскурс в структуру сна, физиологически необходимого человеку. Вкупе с функцией «подзарядки» сон играет роль портала в пространство бессознательного.

Пробуждение материализовано в виде кровати, превращенной в гигантский будильник, и картины под названием «Рассвет». А засыпание иллюстрируют живописные работы Марины Звягинцевой в техники биотипии (живопись на воде) за 21 год – с 2004 по 2025 годы. Примерно тогда художница «просыпалась» – выходила за рамки плоскости в объемные инсталляции и за музейные стены с уличными проектами. В 2009-м Марина затеяла проект «Спальный район», который работал по тому же принципу, что и подушечный эксперимент. Она раздала 70 кроватей современным художникам, которые превратили их в арт-объекты, и выставила у забора на входе в парк Кузьминки – «Тележка супермаркета», «Многоэтажка», «Кровать-Мангал», «Кровать-Самолет»... «Спальный район» потом стал многосерийным, разросся в большое исследование спального вопроса с разных сторон. Но каждый раз – все оборачивается по Фрейду. Сон – всегда ребус, как и современное искусство, его нужно разгадывать.

Фото: Мария Москвичева

Каждый холст выставки «Ускользающий сон» комментирует профессиональный психолог. Есть здесь работа, которая дала название проекту. «Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный энергией и символами, которые трудно выразить словами, часто оставляет в душе ощущение некой незавершённости, а также чувство утерянной важности», – комментирует изображение психолог Яна Галиева.

Фото: Мария Москвичева

Картины похожи на магические шары, из которых выплывают образы. Слитые воедино сюрреалистичные головы на фоне средневекового замка – это картина «Сознание и подсознание». Сюжет с руками, обнимающими подушку, называется «Трудности засыпания». В полотне «Полнолуние» время утекает сквозь пальцы. «Ворох воспоминаний» вангоговскими волнами выплескивается из дорожной сумки, внутри которой едет оранжевый автомобиль. В финале вернисажа каждый может погрузиться в сон. Для этого на полу лежит гигантская подушка, с не менее гулливерской маской для сна. Венчает спальное место картина с наглядным примером – это автопортрет художницы, в нежных небесно-голубых и прозрачно-серых тонах.

Фото: Мария Москвичева

«Сон меня будоражит давно. Подсознание разговаривает при помощи сна. Психологи просят вести дневник снов, у меня он живописный. Сон – это дверь в подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения, искусство – тоже проявленное подсознание», – считает Звягинцева. Проявление подсознания Марины написаны либо от бессонницы, либо становятся воспоминанием сна – но в том и другом случае это воспроизведение бессознательного образа. Любопытно, как сюжеты, вокруг которых «ходит» автор уже два десятка лет, спроецировались в работах молодых дизайнеров. Студенты не знали, что будет на самой выставке. Здесь сработало коллективное бессознательное. Так, Анастасия Чванова изобразила одиночество так же как и Марина – в виде рук, крепко обнимающих подушку, а вышивка гипнагонии (промежуточное состояние между бодрствованием и сном) Катерины Шмидт, где мысли обретают гротескные черно-фиолетовые очертания, вторят упомянутой картине «Ускользающий сон».  

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах