Награда за лучшую роль второго плана в итоге досталась не ему, а американскому актеру Кирану Калкину, младшему брату Маколея Калкина («Один дома»). Он номинировался с картиной «Настоящая боль» Джесси Айзенберга, вместе с которым они сыграли кузенов, отправляющихся из США в Польшу в поисках прошлого своей семьи, в еврейское гетто, выполняя последнее желание своей бабушки. Для Айзенберга это во многом личная история. Почему Калкин выдвигается как актер второго плана — вопрос спорный. Роль у него самая что ни на есть главная, и сыграл он ее прекрасно.
Теперь в Сети гуляет видео с церемонии «Золотого глобуса», где все номинанты, включая Юру Борисова, Эдварда Нортона, Джереми Стронга, Дензела Вашингтона, на миг замирают. Момент объявления результата незабываемый. Все гости сидят за столами — такова традиция «Золотого глобуса», звучит имя Кирана Калкина, и... Юра Борисов словно облегченно вздыхает. И понять его можно. Он первый российский актер, удостоенный столь престижной номинации.
У «Аноры» их было пять: «Лучший фильм» в категории «мюзикл/комедия», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшая актриса (мюзикл-комедия)» и «Лучший актер второго плана». И ни одной награды, что удивительно, поскольку голоса за нее отдала часть критиков, голосующих не только за присуждение «Золотого глобуса», но и от лица Ассоциаций критиков Лос-Анджелеса и Сан-Франциско.
В начале декабря Юра Борисов как раз стал обладателем премии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса как лучший актер второго плана, разделив награду все с тем же Кираном Калкином, а потом получил аналогичную премию критиков Сан-Франциско. Перед католическим Рождеством он разослал трогательное видеопоздравление кинокритикам, высоко оценившим его работу. За его спиной на фоне новогодней елки носились две его чудесные маленькие дочки.
Напомним, в мае 2024 года «Анора» была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» 77-го Каннского кинофестиваля. Это было как гром среди ясного неба. Никто не ожидал, что откровенно зрительское кино станет триумфатором главного мирового киносмотра. Многие до сих пор расценивают этот факт как нечто нелепое и даже называют позором фестиваля, стебом над элитарностью. В Америке картину воспринимают не так, как у нас, считывают другие смыслы, и львиную долю успеха ей принесли именно российские и армянские актеры, которые остаются символом некой скрытой угрозы, исходящей с постсоветского пространства.
После нулевого результата на «Золотом глобусе» ставки на «Оскаре» многим кажутся призрачными. 17 января и проверим, когда будут объявлены его номинанты. А пока Юра Борисов и впервые исполнитель роли отпрыска российского олигарха в «Аноре» Марк Эйдельштейн попали в лонг-лист главной британской кинопремии BAFTA как лучшие актеры второго плана. Шорт-лист обнародуют 15 января.
До «Оскара» вручат еще одну престижную американскую премию, Film Independent Sprit Awards, где Юра Борисов представлен в категории «Лучшая роль второго плана». Американская актриса Майки Мадисон, сыгравшая в «Аноре» девушку Ани с узбекскими корнями, танцовщицу стриптиз-клуба, на короткое время ставшую женой сына русского миллиардера, номинируется на лучшую женскую роль. В числе номинантов — режиссер Шон Бейкер и «Анора» как лучший фильм.
На «Золотом глобусе» обошел «Анору» снятый и пропетый на испанском языке мюзикл «Эмилия Перес» французского режиссера Жака Одиара. Он стал не только лучшим фильмом в жанре комедии, но и «Лучшим международным фильмом». «Лучшей актрисой второго плана» названа Зои Салдана — американка с доминикано-пуэрториканскими корнями, сыгравшая юриста, которая помогает главе мексиканского наркокартеля исчезнуть из привычной жизни и спастись от наказания.
Среди номинантов, претендовавших на титул «Лучший международный фильм», то есть фильм, снятый на иностранном языке, была итальянская картина «Вермильо» («Горная невеста») Мауры Дельперо, которую снял начинавший кинокарьеру с Андреем Звягинцевым оператор Михаил Кричман. В 2015 году их «Левиафан» был впервые в истории отечественного кино награжден «Золотым глобусом» как лучший фильм на иностранном языке (так называлась многие годы эта номинация).
В категории «драма» победил «Бруталист» американца Брэйди Корбета, снимавшего его семь лет, да еще на 70-мм пленку при помощи старой камеры середины прошлого века. Эдриан Броуди, сыгравший в «Бруталисте» вымышленного венгерского архитектора, спасающегося от Холокоста в США и познающего западный мир с нуля, начиная отсчет от первой проститутки, которую впервые увидел на «диком западе», отмечен «Золотым глобусом» за лучшую мужскую роль в драме.
В номинации «Лучшая актриса (драма)» совершенно заслуженно победила бразильская актриса Фернанда Торрес, сыгравшая в фильме «Я все еще здесь» Уолтера Саллеса. Она получала «Серебряную пальмовую ветвь» за роль в бразильском фильме «Говори мне о любви» в середине 80-х. Но ее победа удивительна, учитывая список других претенденток: Памела Андерсон («Шоугерл»), Анджелина Джоли, сыгравшая Марию Каллас в «Марии», пустившаяся во все тяжкие и в битву за вечную молодость Николь Кидман в «Babygirl», Тильда Суинтон в «Комнате по соседству» Альмодовара, Кейт Уинслет в «Великой».
Еще одна неожиданность — победа Деми Мур как лучшей актрисы в мюзикле или комедии за роль в боди-хорроре «Субстанция» француженки Корали Фаржа. На «Золотом глобусе» этот жанр традиционно фигурирует именно в этой категории, хотя в данном случае фильм ближе к драме. Деми Мур произнесла незабываемую речь: «Я нахожусь в состоянии шока. Я занимаюсь этим более 45 лет, но впервые получаю награду как актриса». Она вспомнила, как 30 лет назад какой-то продюсер назвал ее актрисой, которая сгодится под попкорн. Мур смирилась с тем, что ждать ей нечего, думала, что уже ничего существенного в кино не достигнет, что пора прощаться с профессией, но тут появился сценарий «Субстанции», который был как знак свыше — сдаваться рано.
«Золотой глобус» за лучший полнометражный анимационный фильм впервые получили кинематографисты из Латвии во главе с режиссером Гинтсом Зилбалодисом за «Поток». Его герой — черный кот, уцелевший после наводнения, унесшего жизни людей. Теперь в Сети популярны видео, на которых кошки в разных точках мира внимательно смотрят этот мультфильм, переживая за родственную душу.
Лучшим драматическим телесериалом назван японский «Сегун» о феодальной Японии, получивший четыре статуэтки. В секции мини-сериалов победил британский «Олененок», музыку к которому написали уроженцы Челябинска, давно живущие во Франции и востребованные в мировом кино братья Евгений и Саша Гальперины. Евгений работал с Андреем Звягинцевым на картине «Нелюбовь» и был отмечен благодаря этому фильму премией Европейской киноакадемии незадолго до пандемии.