МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Финалисты «Виктории» сошлись в баттле поколений

Классики против модернистов

В музыкальной индустрии начинается традиционный итоговый ажиотаж. И крошечные узконаправленные ресурсы, и институции федерального масштаба снова хотят расставить артистов, альбомы, события по ранжиру и вывести максимально объективную картину уходящего музыкального года. На днях были опубликованы списки финалистов премии «Виктория», в которых можно увидеть характерные симптомы нынешнего, не самого подходящего для внятного шоу-бизнеса времени. «ЗД» с интересом изучила шорт-листы, но удивилась не очень.

Диана Арбенина Фото: Наталья Мущинкина

Сразу нужно отметить, что по правилам премии голосовать могут лишь т.н. академики, то есть те, кто за музыку не платит, а значит, не влияет на статистику ее потребления гражданами. Наверное, музыкантам, продюсерам, критикам и другим инсайдерам проще подняться над суетой, посему их мнение во многом считается авторитетным. Как говорится, не «Оскаром» или «Грэмми» едиными… Однако даже авторитеты могут быть предсказуемыми.

В основных номинациях, где собраны претенденты на звание певца, певицы, группы, рок-группы, хип-хоп-артиста года, сильных волнений не наблюдается. Уже стабильной интригой становится ненавязчивый баттл поколений. Это хорошо заметно среди певиц: молодежная фракция из Люси Чеботиной и Мари Краймбрери готова сразиться с молодящимися, но уже как будто почти вечными Ани Лорак и Полиной Гагариной. Хотя относящиеся ко дню сегодняшнему методы практикует лишь Мари, остальные, включая Чеботину, явно в восторге от нарядов и наработанных приемов эстрадных див, и обвинять их в таком подходе — все равно что оспаривать идиому «лучшие друзья девушек — это бриллианты».

Люся Чеботина Фото: Лилия Шарловская

Среди рокеров неожиданно появился артист, которого можно назвать неформалом. Женя Трофимов и его «Комната культуры» кроме рокерской номинации попали еще и в «Песню года» с треком «Поезда», звучавшем в этом году более чем громко. Г-на Трофимова сложно назвать рок-футуристом, скорее его команда напоминает «чайфов», с которых сошли сервильная спесь и многозначительность, как и стремление выдавать не самые умные мысли по поводу горячих тем. У Трофимова пока получается сочинять бард-рок «без залеча, без ботвы, без всякого отстоя», если цитировать известный рок-гимн относительно здоровых времен. Но надолго ли?

В ненавязчивой оппозиции старорежимным «Ночным Снайперам», «Пикнику» и Александру Иванову помимо Трофимова находятся The Hatters и «Три Дня Дождя». И те и другие более чем успешно раскачивали арены, но в их модели солд-аут-рока трудно рассмотреть и услышать хоть намек на субкультуру, чего и у «Снайперов», и у «Пикника» было в изобилии не только когда-то, но даже и сейчас что-то похвально проклевывается. Эти же крутые ребята с гитарами занимаются самой обычной поп-музыкой, а их рок-н-ролл больше не вопрос идеи, а скорее формальной аранжировки. Возможно поэтому той же Арбениной трудно отказать в кредите доверия. Она, может, и девушка на работе, но явно не потеряла совесть. А это сейчас рок-н-ролльно до жути.

Юрий Шевчук Фото: АГН «Москва»

Главной сенсацией хип-хоп-сектора является присутствие в нем Юрия Шевчука. Батька, конечно, ничего не зачитывает, а просто выступил в альянсе с омскими рэперами из группы «Грот». Тем не менее их совместный труд «После Последней Войны» наполнен истинным ДДТешным пацифистским пафосом и совсем неплохо звучит. С Macan и Бастой тягаться, конечно, непросто, но наличие Шевчука в шорт-листе намекает на то, что академики не поссорились со здравым смыслом.

Впрочем, на иных номинантов из первоначального списка эксперты явно закрыли глаза, если не сказать зажмурились. В так называемом лонг-листе помимо всех прочих были названы и Алла Пугачева, сыпавшая в юбилейный для себя год буквально ожерельем новых песен, и «Танцы Минус», всколыхнувшие унылый музландшафт мощным и шумным альбомом, и не заметить их свежий материал в этом году можно было либо по глухоте, либо с какого-то перепугу.

Впрочем, не стоит спешить ругать академиков. Голосовать ушами, глазами, сердцем и совестью не так-то и не всегда просто. А многим, наверное, хотелось рассуждать логично и не выглядеть жертвами моды. Наиболее яркая попытка возвыситься над модой отразилась в номинации «Певец года». В битве с участием Киркорова, Агутина, Преснякова-младшего, Лазарева изначально нет интриги, и уж тем более большого смысла. Это не тот случай, когда важно, кто же из них на свете всех милее. Они давно как кремлевские звезды, поди пойми, какая ярче...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах