Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с авторами фильмов иногда совсем неожиданные темы. После «Пришельца» Ивана Соснина, где деревенский чудак в исполнении Максима Стоянова собирает мусор, созидая из него причудливый дом, устремленный в небо, зрители говорили об экологии в высшем смысле слова. Да и обычное поведение человека, стремящегося к порядку, вызывает у окружающих недоумение. Один из зрителей признался, что тоже убирает мусор на улицах, а в ответ слышит только насмешки.
Классик документального кино Владимир Герчиков, фильм которого «Вечная тема» отмечен главной наградой в конкурсе неигрового кино, обратился к зрителям с прощальной речью: «Я смотрю на этот зал и радуюсь, что пришли люди. Их много. И что-то останется после того, что они увидели в программе фестиваля. В то же время я думаю о том, что уже скоро этого зала не будет. Очень жаль».
Один из героев «Вечной темы», посвященной праву человека на достойную смерть, скажет о том, что, находясь на пороге смерти, человек обращается со своей болью к Богу. А самая страшная боль — когда ты сделал больно родному и близкому человеку. И как добавит уже сам режиссер, хорошая смерть — это тоже мечта.
Правозащитник, писатель и документалист Алексей Симонов, входивший в состав жюри, очень лично воспринял картину: «Казалось бы, простая штука — вот жизнь, а вот смерть. Грань очень тонкая. Я это ощутил на себе буквально две недели тому назад, лежа на операционном столе».
Кинорежиссер Валерий Ахадов в ответ на реплики некоторых ораторов заметил: «Кто сказал, что мало фильмов о правах человека? Каждый хороший фильм — о правах человека. О чем еще говорить молодым и опытным творцам, как не о праве на жизнь, любовь, труд. Мы, может, даже всех своих прав и не знаем». За лучший игровой фильм он вручил награду «Филателии» Натальи Назаровой, открывавшей фестиваль. Приз получила исполнительница главной роли — скромной сотрудницы почты с легким ДЦП — Алина Ходжеванова. Помимо награды жюри она также приняла спецприз Верховного управления комиссара ООН по правам человека. «Наш фильм о силе духа и уникальности каждого человека, — сказала эта дивная актриса. — Мы объездили с ним много фестивалей и получили столько человеческого тепла и благодарностей».
Во второй раз вручили приз имени Вадима Абдрашитова, который совсем недолго был президентом «Сталкера», сменив на посту Марлена Хуциева. Награду получила «Последняя цена» Наура Гармелии, за год отмеченная уже 20 призами по всей стране. При этом у нее не было даже ограниченного проката, как и у многих других картин.
Спецприз имени Марлена Хуциева достался дебютной «Ласточке» Малики Мухамеджан «за поэтику несбывшегося». Режиссер Андрей Осипов — брутальный человек с нежной душой — произнес проникновенную речь: «Это очень поэтичная работа, образная, настроенческая, атмосферная. Мы с детства привыкли к тому, что мужчина и женщина — две половинки, витающие где-то в космосе, что только они встречаются, и рождается счастье. Мне кажется, это не совсем так. У каждой половинки тысячи других половинок, с которой человек может быть счастлив. Как раз об этом «Ласточка». Больше половины браков заканчиваются разводом. Сложно бывает сразу найти свою половинку. Фильм о несбывшемся».
Еще одну дебютную картину — «Чистый лист» Полины Кондратьевой — жюри отметило призом «Сталкер. Дебют». Как скажет совсем еще молодой режиссер, ее героиня, которую сыграла Полина Цыганова, находится в поиске внутренней свободы и встречает тех, кто ей поможет ее обрести.
Приз им. Валерия Фрида, еще одного ушедшего классика, за лучший сценарий достался якутским авторам Николаю Корякину и Сандалу Никанорову опять же за дебют «Тимир». Это кино тонкое, атмосферное, о ребенке, оставшемся сиротой.
Приз им. Сергея Говорухина получил документальный «Фельдшер» Сергея Мартьянова из Екатеринбурга, работавшего над своим фильмом четыре года. В городке на севере Свердловской области работать негде, разве что в магазине, полиции или исправительной колонии. Главный герой трудится в бригаде «скорой помощи» города Новая Ляля. По словам режиссера, эти люди работают в очень суровых условиях, ежедневно творят добро, может быть, даже не задумываясь об этом. Они настоящие ангелы, спасающие людей, помогающие им и ничего не требующие взамен.
Андрей Осипов, прощаясь с Домом кино и фестивалем, который непонятно где теперь найдет приют, говорил о том, что фильмы, которые удается на нем показать, сделаны не для развлечения и отдыха. Они требуют большой душевной работы, заставляют думать, сочувствовать, переживать и через сострадание и милосердие помогают нам в поиске смыслов нашего существования. Под финал фестиваля на сцену вышел актер с синдромом Дауна Григорий Данишевский, сыгравший главную роль в «Правилах Филиппа» Романа Косова. Он произнес простые слова, после которых начинаешь ценить каждое мгновение жизни.