Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний момент, если программа была известна заранее?», и все вопросы можно было решить заблаговременно и не таким варварским способом.
Не удалось показать в день открытия российско-армянскую трагикомедию «Яша и Леонид Брежнев», снятую председателем жюри игрового конкурса Эдгаром Багдасаряном при поддержке Министерства культуры РФ в Тульской области. Она выдвинута от Армении на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Ее главный герой - пенсионер, некогда трудившийся на производстве по переработке отходов. Он попадает в воображаемое советское прошлое, где как с лучшим другом встречается с Брежневым и лидерами других стран.
Ситуация с прокатными удостоверениями драматичная, поскольку не у всякого молодого автора есть возможность оплатить расходы, связанные с получением прокатного удостоверения. И уж тем более его не станут оформлять иностранцы, представляющие всего на один показ свои короткометражные работы. Подобная практика может привести к гибели фестивального движения, нацеленного на поддержку начинающих кинематографистов.
Вспоминается показанный на «Кинопробе» в прошлом году фильм о министерстве извинений, сотрудники которого снимают на камеру извинения юмориста перед грузинами и представителями других народов за то, что он назвал хинкали пельменями. В финале авторы фильма дружно приносят извинения за свое кино, за то, что вообще осмелились его снять.
Работы студентов из киношкол России, Франции, Киргизии, Казахстана, Индии, Сербии, Хорватии, Китая, Японии, Израиля и других стран участвовали в трех конкурсах - игровом, документальном и анимационном. Оценивало их три жюри. Гран-при получил анимационный «кружевной» фильм «Носки для Звезды» Ольги Титовой.
Традиция «Кинопробы» такова, что все три жюри в финале собираются на итоговом заседании и решают, кто же станет обладателем главной награды. И тут важно убедить коллег в том, что предлагаемый фильм – лучший. Остановились на самом неожиданном фильме, где паук сплетает из нитей созвездия и целые миры. Одним из его творений станет Звезда в облике хрупкой балерины, для которой надо связать носки, ведь на пуантах в холодных небесах можно замерзнуть.
Лучшим игровым дебютом стал «Разъезд» Марии Меленевской, уже собравший награды других фестивалей и снятый на Свердловской киностудии. Не смогли разъехаться два автомобиля. Одним управляла утонченная сотрудница букинистического магазина в исполнении Марии Смольниковой (она тоже уроженка Екатеринбурга), вторым – брутальный герой Максима Стоянова. Еще одно тонкое кружево, но теперь уже диалога, и опять история о хрупкости мира — теперь именно они привлекают зрителей и самое строгое жюри.
Спецпризом отмечены «Условные рефлексы» Анны Фрадкиной. Главная героиня, роль которой тонко сыграла Марина Маныч, работает в лаборатории и изучает поведение крыс - Теодора, Тамерлана, Толи, Паши… С ними надо разговаривать и параллельно решать семейные проблемы. Счастье, что наконец-то удалось выплатить ипотеку, но огорошил муж своим заявлением, что пора расстаться. Кому, как не жене с десятилетним стажем, известны все рефлексы благоверного, надо только грамотно их использовать, и все обойдется.
Молодые режиссеры, не все, конечно, порадовали умением работать с актерами, что большая редкость. В «Форточке» Васи Гришиной из сценарно-режиссерской мастерской Геннадия Островского героиня Евгении Крегжде встречается в квартире матери с мужчиной. У каждого из них есть семья и дети. Жена избранника, которого сыграл Алексей Гришин, ждет второго ребенка. А он только теперь понял, что такое настоящая любовь. Васе Гришиной удалось передать тонкие душевные состояния своих героев. Евгению Крегжде она сняла как богиню.
Интересную документальную программу представил ВГИК. Некоторые картины успели поучаствовать во взрослых конкурсах. «Скворечник» Екатерины Зиновьевой о супругах Татьяне и Артеме Фалиных из Нижнего Новгорода, воспитывающих приемных детей, показали на «Окне в Европу» в Выборге. Пока настоящие родители находятся в местах лишения свободы, роддоме или больнице, Фалины берут на попечение их детей. И они чувствуют себя как в гостях, а значит, легче переживают новые обстоятельства жизни. Татьяна пишет о приемных детях в соцсетях, получая в ответ всякую дребедень, и надо находит в себе силы не принимать все близко к сердцу.
Скверные письма получает и герой «Феномена» второкурсника ВГИКа Артема Палкина. Его герой Георгий Федоровский - охотник за привидениями. Он борется с полтергейстом, ездит в «нехорошие квартиры» по вызову, и там случаются необъяснимые вещи. Все это сделано так профессионально и с юмором, как будто снимал опытный кинематографист. Георгий Федоровский с экрана рассказывает о том, что не раз становился героем статей «МК». Для документалиста умение найти интересного героя - уже половина дела.
«Неделимое» еще одной студентки ВГИКа Марии Тагинцевой посвящено жителям села Недельное, которых она хорошо знает. Все они немного чудаки. Мужчина средних лет делится сокровенными мыслями на фоне большой репродукции Венеции, словно в фотоателье. Он рассказывает, как покоряет женщин при помощи песен Стаса Михайлова, при этом считает их змеюками. Если бы не они, давно бы все жили хорошо и счастливо. Любви нет в ее первозданном смысле. Настоящая любовь может быть только к матери и стране. Молодая жительница Недельного интересуется верблюдами – с ними у нее таинственная связь. Побывав на море, она ее почувствовала, и было бы неплохо завести верблюда дома. Умение разговаривать с людьми, увидеть невероятное в обыденном — ценные качества для режиссера.
Ольга Добромыслова, представлявшая Высшие курсы сценаристов и режиссеров им. Г.Н.Данелии, сняла 26-минутный неигровой фильм «Волонтеры» о людях разных профессий вплоть до священника. В свободное от работы время они помогают нуждающимся в их помощи - спасают котенка, застрявшего под автомобилем, снимают кольцо с руки женщины, оказавшейся, как в тисках, вызволяют из беды одинокую пенсионерку, которая не может открыть дверь.
Награду за лучший неигровой дебют получил «Свой среди детей» Олеси Епишиной из Перми о молодом педагоге дошкольного образования, как он себя называет для большего веса. А работает он воспитателем в детском саду – поищи еще такого. Его благие намерения преобразовать систему воспитания сойдут на нет, и он будет вынужден сменить род деятельности.
Уральский архитектурно- художественный университет представил целую программу учебный анимационных работ, которые до этого мало кто видел, и победил как лучшая киношкола. Уральская анимация продолжает удерживать первые позиции.