«Раймонда» Александра Глазунова – из числа спектаклей, составляющих золотой фонд русского классического балета. Впервые зрители увидели его в Петербурге, в 1898 году, – премьера состоялась на сцене Мариинского театра. И это, по сути, последняя значимая работа выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, ставшая в известной
степени кульминацией эстетики, характерной для золотой эпохи балетного театра в XIX веке.
Фантазийный балет
Из досье МК: Либретто «Раймонды», изначально сочинила княгиня Лидия Пашкова – белетристка, журналистка (между прочим, корреспондентка французского Le Figaro), и путешественница по странам Ближнего востока, член Французского географического общества. И это было не первое её участие в балетном предприятии. До этого светская дама написала сценарий к такому балету как «Сандрильона» (что значит по-французски «Золушка») на музыку Фитингофа-Шеля, в котором итальянская виртуозка Пьерина Леньяни впервые скрутила на глазах изумленной публике 32 фуэте. Именно на Пьерину Леньяни ставилась и «Раймода», правда, фуэте здесь, не смотря на всю феерическую популярность этого балетного элемента – предусмотрено не было.
Из-за множества несуразиц переработанное Мариусом Петипа и директором Императорских театров Иваном Всеволожским, либретто получилось незамысловатое. Его суть умещается в несколько предложений. Графиня Раймонда де Дорис и её жених рыцарь Жан де Бриен любят друг друга и с нетерпением ждут встречи – Жан де Бриен вот-вот должен вернуться из военного похода под знаменами венгерского короля Андрея II. На празднестве в честь именин Раймонды прибывший в замок в качестве гостя сарацинский воин Абдерахман пытается похитить девушку, но в этот момент неожиданно появляются Жан де Бриен и король Андрей. В рыцарском поединке Жан де Бриен побеждает Абдерахмана, после чего разворачивается свадьба – свадебное Grand pas молодоженов, самой Раймонды и её верного рыцаря Жана де Бриена, которое и венчает балетный спектакль из эпохи рыцарских походов.
По словам Пашковой, либретто основано было на некой старинной рыцарской легенде. Впрочем, что это за легенда княгиня не поясняла, ограничившись указанием, что действие происходит в Провансе во времена Средневековья. Между тем придумав фантазийную историю, в своём сценарии она задействовала сразу несколько реальных исторических персонажей.
Историческая реальность и доктор Фрейд
Сам Жан де Бриенн (реальное имя, в отличии от балетного, пишется с двумя «н») - король Иерусалима в 1210—1212 годах, император-регент Латинской империи с 1229 года. С 1212 по 1225 год управлял Иерусалимским королевством в качестве регента при своей дочери Иоланте. Был вторым сыном Эрарда II, графа Бриеннского (Шампань), стал рыцарем и победами в турнирах завоевал себе высокую репутацию.
У иерусалимского короля было несколько жен – королева Иерусалима Мария, женившись на которой он и был коронован короной Иерусалима. После смерти Марии женился на Стефании Армянской, а после смерти второй жены - на Беренгарии Леонской. Как видим, никакой Раймонды среди жен он не имел.
Лидии Пашковой скорее всего были знакомы психоаналитические работы, только-только входящего тогда в моду Зигмунда Фрейда и поэтому она, вводит в либретто (видимо для того чтобы отразить мечущееся эротическое подсознание своей героини), помимо жениха де Бриена и сарацинского рыцаря Абдерахмана.
Прообраз Абдерахмана (именно так писали имя в XIX веке, сейчас правильнее Абдуррахман) найти трудно, поскольку было несколько реальных исторических персонажей с таким именем, но все они жили совершенно в другое время, и никогда пересекаться с Жаном де Бриенном не могли. Наиболее вероятный прототип - Абдул Рахман аль – Гафики, живший в VIII веке. Время для появления рыцарства еще не подходящее, поэтому никаким рыцарем он, конечно, не был. Да и жил на пять веков раньше Жана де Бриенна. Но пал в битве при Пуатье (по разным источникам в 732 или 733 году), и погиб если и не от руки француза (их тоже тогда еще не было), то, как предполагают историки, франка Карла Мартелла, дедушки Карла Великого, родоначальника французских королевских домов. Но в легенде, действительно могли соединится в один фантазийный образ имена разных Абдерахманов.
Мистическое средневековье
О том, что Лидии Пашкова не полностью выдумала из головы показанную в балете историю. а действительно опиралась на какую-то легенду, свидетельствует то, что в Южной Франции находится замок Превер, с которым связана легенда о Белой даме. Мистический персонаж - призрак покровительницы рода де Дорис, к которому принадлежит Раймонда, изгнанный из советских балетных редакций за свою мистичность, оставляет в своем балете и его новый постановщик Андрис Лиепа. Она самой первой появляется в начале балета, на фоне замерших фигур и открывает каждую его часть. Её же выход завершает спектакль.
Правда теперь мистическая Бнлая дама не помогает верному рыцарю Раймонды победить сарацинского рыцаря. В этот момент она даже не появляется. Андрис делает де Бриена героем мужественным и сильным, поэтому в честном бою он должен победить самостоятельно, без помощи потусторонних сил. Так что сцену, когда Белая дама вмешивается в ход поединка и ослепляет Абдерахмана лучом от волшебного зеркала, с помощью которого тот надеется привлечь Раймонду, Андрис купирует.
Расщеплённое подсознание венгерской принцессы
А вообще, Андрис Лиеапа был одним из лучших исполнителей партии Жана де Бриена в Большом и Мариинском театрах. Танцевал он эту партию в Американском балетном театре и у Баланчина в Нью-Йорк Сити Балле. Естественно, хорошо знает он и редакцию «Раймонды» Рудольфа Нуреева, который приглашал Андриса, причем единственного из российских танцовщиков, танцевать в Гранд Опера партию принца Зигфрида в «Лебедином озере», но это уже другая история.
Тщательно изучив большинство существующих редакций этого балета, Лиепа создал свою редакцию «Раймонды», собрав в ней все лучшее, что есть в этом классическом балете и объединив в новую «Раймонду-лайт». Он сделал разумные сокращения и небольшие купюры, сократив, мазурку и коду. Безостановочный танцевальный поток и без того захлестывает его спектакль, и постановщик, явно, старается ввести его в комфортные для современного зрителя пределы.
Вместо трех действий он ужимает балет до двух, и чтобы оправдать венгерскую тему и, соответственно, существующие в балете венгерские танцы, делает Раймонду венгерской принцессой, которая приезжает на юг Франции в Прованс, дабы повидать свою тетушку графиню Сибиллу де Дорис и отметить там свои именины. А в конце балета, Андрис Лиепа даже переплюнул Лидию Пашкову в фантазийных мотивах: Венгерский король Андрей II выдает Раймонду за рыцаря, ходившего в крестовый поход под его началом и в качестве приданного дарует им замок и владения в Венгрии, а не во Франции…
Постановщик даже делает этот балет более психологичным, нежели он был у кого бы то ни было. Эротические чувства героини в этом балете раздвоены: помимо её возлюбленного рыцаря, в её подсознание проникает запретная тема эротического вожделения к восточному рыцарю, мужественному и пленительному, в исполнении и танце Эдгара Егиазаряна.
«Кремлевский балет» дарит зрителю красоту
Не всем известно, что Глазунов написал для Раймонды восточную вариацию, которая в балет все же не попадет, позже в своей редакции ее использует Рудольф Нуреев в качестве вариации Абдерахмана. Эту музыку в свой балет вводит и Андрис Лиепа, сделав из неё страстную вариацию восточного героя.
Абдерахман Эдгара Егиазаряна - самый цельный, яркий, бескомпромисный и запоминающийся герой этой балетной саги о рыцарях средневековья. Цельным предстает в балете и его соперник Жан де Бриен в исполнении Даниила Росланова, танцующий сложную и насыщенную прыжками вариацию с большим мастерством.
Хорошо вышел Сарацинский танец у Дмитрия Прусакова и Полины Агеевой, испанский панадерос - у Златы Дорофеевой и Амира Салимова. А уж Венгерский танец в исполнении Вероники Варновской и Олега Крошкина станцован так, что любо-дорого посмотреть. Олег Крошкин вообще, как и в других балетах, обращал на себя внимание в «Раймонде»», был эмоционален и очень впечатляющ.
Кремлевский балет предстал в новом спектакле Андриса Лиепы сильной труппой, и в своей женской, и мужской, части. Максим Апатонов, Петр Горбунов, Алексей Казанцев, Богдан Плешаков произвели отличное впечатление, один за другим взлетая вверх и выполняя туры в воздухе в четверке солистов в Grand pas. Кстати, танец-соревнование мужчин в премьере 1898 года был в диковинку. Причем задавал тон тогда, , в этой четвёрке - Сергей Легат- первый Жан де Бриен в истории этого балета: в четверку его вводил сам Мариус Петипа. В современных же постановках главного героя в четверку не включают, он танцует только свою вариацию в па-де-де.
Сильные, упругие движения этих солистов контрастно оттеняли изысканную пластику женских вариаций. Да и вообще главная задача этого балета – демонстрация красоты классического танца, его видов и форм, всевозможных ансамблей, дивертисментов, целых трех развернутых танцевальных сюит (каждая из которых предусматривает, в свою очередь классические и характерные номера), оказалась театром со средней, по европейским меркам, труппой (общая численность около 70 человек), успешно решенной.
В связи с этим, нельзя не назвать и других исполнителей Grand pas в балете - Владимира Пискарева, Егора Мотузова, Владислава Марторосова, Амира Салимова, Полину Агееву. Анастасию Панченко, Екатерину Чекрыжеву, Галину Нагевич, Елизавету Сальниковую. А Полина Дияншина и Анастасия Тетерина, работали каждая даже за двоих, исполняя танцы не только в Grand pas, но и наперсниц Раймонды и двойку солисток в картине «Сон». То же можно сказать о Максиме Апатонове и Алексее Казанцеве, помимо прочего, отлично исполнивших партии трубадуров - Бернара де Вантадура и Беранже.
И, наконец, открытием этого балета стала сама Раймонда – Алина Липчук, балерина с прекрасными удлиненными линиями, работающая в театре с 2017 года, после окончания Московской академии хореографии. Тем не менее партия Раймонды – первая большая роль в её репертуаре. И с ней ей удаётся прекрасно справиться. В её хрустальной фортепьянной вариации - мелкий, быстрый и четкий перебор ног, плавная пластика выразительных рук, горделивая осанка головы – всё в этой балерине привлекает внимание и заставляет поверить в подлинность её героини.
Погружают в тему рыцарства и средневековых легенд также костюмы и декорации придуманные к спектаклю художником Вячеславом Окуневым: роскошные средневековые гобелены, канделябры, готические арки замка. На кремлёвской сцене на премьере - царит красота и строгость средневековья, которую театр дает возможность почувствовать зрителю.