МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Педро Альмодовар наконец-то получил «Золотого льва» в Венеции и выступил за право человека достойно умереть

Изабель Юппер вынесла царский вердикт

Главную награду 81-го Венецианского  кинофестиваля «Золотой лев» за лучший фильм получил вечный номинант,  74-летний испанский классик Педро Альмодовар за свою первую англоязычную картину  «Соседняя комната».  Когда он появился на звездной дорожке  не в розовом, не в желтом костюме, а в строгом, черном, многие облегченно вздохнули: наконец-то Педро хоть что-то существенное получит, хотя почетного "Золотого льва" за карьеру ему уже вручили пять лет назад.

Фото: AP

Так бывает – все почитают творца за гения, вспоминают былые заслуги и не очень жалуют то, что он создает здесь и сейчас. Это только кажется, что Альмодовар обласкан премиями и фестивалями,  который бьются за право первыми показать его кино,  а потом отмечают кого-то другого. Чтобы получить «Золотого льва», Альмодовару понадобилось снять англоязычный фильм об эвтаназии с великолепным актерским дуэтом Тильды Суинтон и Джулианны Мур. 

Его «Соседняя комната» основана на романе «Что ты переживаешь» американской писательницы Сигрид Нуньес, где старинные подруги встречаются спустя годы, и одной приходится фактически спасать другую в момент сложного для нее выбора. Победить смерть оказывается возможным только чрез смерть.  

Получая награду Альмодовар произнес речь о том, что каждый человек имеет право умереть с достоинством. Именно так поступила его героиня, роль которой сыграла Тильда Суинтон. Сразу после премьеры Альмодовар призвал легализовать эвтаназию во всем мире, чтобы люди, решившие поставить точку в своей неизлечимой болезни, не чувствовали  бы себя преступниками.  

Многие лауреаты на церемонии закрытия плакали на сцене, а в зале параллельно рыдали их матери. Слезы счастья не накрыли Альмодовара, прибывшего с целым отрядом своих родственников.  Все-таки режиссер должен держать удар, а такая награда – тоже сильная встряска.  

Минувший фестиваль запомнится конвейером голливудских звезд, представлявших и европейское кино. Это был своего рода реванш за упущенные год назад возможности, когда из-за голливудской забастовки приостановились многие ожидаемые проекты.

Конкурс оказался перенасыщен итальянскими картинами, и понять организаторов можно, ведь надо же как-то продвигать свое кино, переживающее не лучшие времена, и они не прогадали.  

Гран-при получила картина «Вермильо» («Горная невеста»)  Мауры Дельперо – о семье учителя в итальянской деревне в годы Второй мировой войны. Снял ее российский оператор Михаил Кричман. В эти же дни на Международном кинофестивале в Торонто состоится и еще одна его премьера – киномюзикл «Конец света» американского режиссера Джошуа Оппенхаймера. 

Кричман – самоучка и начинал работу в кино с Андреем Звягинцевым. В 2003 году в Венеции их «Возвращение» получило сразу двух «Золотых венецианских львов» – за дебют и лучший фильм. В 2010-м в Венеции за «Овсянки» Алексея Федорченко Михаил был отмечен премией «Озелло»  за  операторскую работу.  Его последний по времени российский проект – «Sheena 667» Григория Добрыгина 2019 года.  

«Вермильо» Кричман мог бы снять невероятно красиво – альпийские пейзажи к тому располагали. Однако он запечатлел жизнь горного селения  сдержанно и приглушенно, но при этом  заиграла фактура: деревянная мебель, грубые ткани…  Все очень осязаемо и тактильно на экране.  

«Серебряного льва» за режиссуру получил американский режиссер Брэйди Корбет, который еще недавно сам был актером. На сцене он тоже плакал, поскольку работал над «Бруталистом» семь лет и снял его на 70-мм пленку, которую доставили в Венецию в 26 яуфах, как в былые времена. Снимали какой-то старой камерой, чуть ли не из 1950-х. Картина идет три с половиной часа. Специально был сделан перерыв, чтобы зрители могли перевести дух, хотя к длинным  фильмам Венеции не привыкать. Филиппинец Лав Диас только в этот раз ограничился четырехчасовым опусом, а в прежние годы хронометраж его фильмов превышал нынешний  раза в два. 

Главную роль – венгерского архитектора, бежавшего в Америку после Второй мировой войны и всех ужасов Холокоста, – сыграл Эдриан Броуди.  В самом начале звучит фраза на русском языке. Среди мигрантов было немало советских людей. Покаянию перед беженцами  в этом году посвящена и 60-я Венецианская биеннале.  А герой Броуди, пройдя все тяготы, выпадающие на долю мигранта, представит миру свои работы на Венецианской биеннале.

Забавно, что первое, что поражает европейца в США, не говоря уж о выходцах из СССР, это встреча с проститутками, о которых раньше им доводилось только слышать. Броуди на новом витке истории  сыграл примерно то же, что 22 года назад в «Пианисте» Романа Поланского, где его герой, польско-еврейский музыкант, тоже пережил все ужасы нацизма. 

Николь Кидман за наградой в Венецию не вернулась: представив «Плохую девочку», она улетела за океан. Жюри во главе с Изабель Юппер отметило ее как лучшую актрису «Кубком Вольпи». Награду за нее получала режиссер фильма  Халина Рейн из Нидерландов (она тоже актриса). Героиня Кидман готова лакать молоко, как собачка, рядом с молодым любовником, – это для нее как отрыв, поскольку работа в крупной компании и привычный семейный уклад забирают все силы. Сильной женщине необходимо хоть иногда побыть слабой, особенно когда она понимает, что годы стремительно уходят. 

Второй «Кубок Вольпи» достался французскому актеру номер один Винсенту Линдону. У него от волнения начался нервный тик. Казалось, что он  специально гримасничает, но нет, все было серьезно. То, что он хорош в любой роли, мы знаем и без наград. Теперь он сыграл железнодорожного рабочего из провинциального городка, который в одиночку продолжает воспитывать уже взрослых сыновей, в картине «Тихий сын» сестер Дельфин и Мюрьель Кулен. Один  из сыновей поступает в Сорбонну,  а второй попадает на двадцать лет в тюрьму за убийство антифашиста. Пожалуй, только финальный перенасыщенный монолог отца в суде несколько снизил градус великолепной работы Линдона.   

Снятый братьями-близнецами Людовиком и Зораном Букерма фильм «И дети их после них» принес награду имени Марчелло Мастроянни молодому актеру Полю Киршеру – сыну актрисы Ирен Жакоб, снимавшейся не только у Кеслевского и Антониони, но и у Эльдара Рязанова. Она и сама представляла в Венеции израильскую картину  «Почему война» Амоса Гитая. А ее сын сыграл прыщавого 14-летнего отпрыска, чье трудное взросление пришлось на 90-е. Во Франции они оказались не менее жесткими, чем в России. 

Грузинский «Апрель» Деи Кулумбегашвили отмечен спецпризом жюри. Его героиня – сельская акушерка – делает аборты местным жительницам, и все это мы видим в режиме реального времени и не в первый раз. Можно составить список подобных фестивальных фильмов. После трудового дня героиня встречается со случайными мужчинами, с теми, кого бог послал. Периодически она выходит в полный астрал, приобретая образ  монстра. Главную роль сыграла прекрасная актриса Тбилисского театра им. Шота Руставели Ия Сухиташвили. Дея Кулумбегашвили несомненно талантлива, но жаль, что в ее картинах чувствуется расчет, стремление попасть на волну фестивальной конъюнктуры. 

Показанная в программе «Горизонты» «Спокойная жизнь» греческого режиссера Александроса Авранаса с Чулпан Хаматовой  и Григорием Добрыгиным  в роли супружеской пары, которой в 2018 году отказано в политическом убежище в Швеции, получила награду независимого жюри INTERFILM за «продвижение межрелигиозного диалога». Награду получал Григорий Добрыгин – единственный, кто остался до конца фестиваля от группы. 

А закрылся Венецианский фестиваль черно-белой картиной «Американский задний двор»  85-летнего итальянского классика Пупи Авати – о послевоенной Америке, куда приезжает хрупкий европейский юноша. Однажды, услышав нежный женский голос из-под земли, он выкапывает банку с заспиртованной вагиной...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах