Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор — композитор, либреттист, режиссер и сценограф в одном лице. И это неслучайно: эта опера-драма (так жанр определил сам Рыбников) еще может быть понята через жанр музыкального рок-альбома: все диктует музыкальная драматургия, определяя режиссуру, визуальный ряд и даже актерскую игру.
А вот здесь всегда возможны неожиданности. При всей жесткости постановочного рисунка актерская индивидуальность неизбежно вносит в атмосферу спектакля свою специфику. Труппа Донецкого театра, в которой есть как оперные и балетные артисты, так и драматические, наделила спектакль своими характерами, настолько яркими и живыми, что история зажила новой жизнью. Валерий Дербуш в роли Болконского, Дмитрий Кузнецов в роли Безухова и Маргарита Лисовина в роли Наташи — выразительнейшее трио главных героев, которым удается передать лирику, драматизм, противоречивость, неоднозначность характеров, вызывающих стопроцентное сопереживание за счет предельной искренности и органичности. Сильные образы создают Алексей Аносов и Михаил Бовдуй — Наполеон и Александр Первый, два императора, два великих человека. Один амбициозен и надменен в желании утвердить на всей планете приоритет европейской цивилизации, второй великодушен и спокоен. За ним — Россия, за Россией — правда.
Замечательны драматические актеры в небольших ролях, запоминающихся не меньше, чем основные: Мария Марченко (графиня Ростова), Виталий Юсупов (Лекарь). Потрясающая Юлия Кривощекова (Певица) выдает такие виртуозные колоратуры, что хочется послушать в ее исполнении Царицу Ночи в «Волшебной флейте». Вообще, вокальный уровень артистов очень высок: интонация, тембры, мастерское владение шпрехгезангом, который так любит Рыбников (незаметный переход с разговорной речи на вокализацию) — все это просто высший класс. И как-то не думаешь о том, в каких адских условиях - под «прилетами», обстрелами, взрывами - этим артистам и музыкантам приходится репетировать. Но, когда видишь их работу на сцене, скидок не делаешь. Они просто в них не нуждаются.
В финале спектакля всех ждал сюрприз: поклоны, которые артисты придумали сами. Они вышли кланяться без фонограммы, сопровождая поклоны собственным живым вокалом. Этого не ожидал даже сам автор, который вышел на сцену и признался, что ему очень не хотелось, чтобы это чудо заканчивалось.
После спектакля Алексей Рыбников поделился с «МК» своими впечатлениями:
«Я начал писать оперу «Князь Андрей» в 2011 году — был совсем другой исторический контекст. Писал в мирное время. Затем вернулся к ней во время пандемии — и было уже далеко не такое ощущение мирного времени. Напряжение уже было. А сейчас эти все события кажутся слишком актуальными. Когда задумываешься, что наполеоновская армия, наступавшая на Москву, насчитывала 600 тысяч человек, начинаешь понимать, как это было. В истории России такое случалось не один раз. Россия никому не дает покоя. Пока она существует, всем будет хотеться, как сказал Наполеон, навязать ей свои правила. Но получается всегда по-другому. Какие бы трудности ни приходилось преодолевать. И сейчас получится все по-другому. Именно Россия может дать всему миру то, что у него сейчас отнимают: христианство, духовность. Навязываются новые ценности. И мир содрогнулся и ужаснулся, увидев их. Россия, храня верность тем ценностям, которые даны от сотворения мира, намного сильнее морально, духовно и должна дать миру то, что у него отнимают.
То, что этот спектакль сделали именно донецкие артисты, Донецкий музыкально-драматический театр, — это для меня очень много значит. Для меня это произведение уже отдалилось, я его мысленно как-то отпустил. Премьера в Москве была два года назад. И вот они приехали и спели мне все это без микрофонов! Ведь это оперные артисты, у них прекрасные голоса. Я был потрясен. Это очень важно для художника — пишешь, делаешь что-то, и оказывается, это нужно людям, они вкладывают в это душу. Значит, не зря были прожиты годы, когда я работал над оперой. Это был подарок. Но никаких скидок им не было сегодня. Хотя я отлично знаю, в каких условиях они работали. Это подвиг. То, что они сделали этот спектакль более оперным, навело меня на мысль доработать его в этом направлении. Убрать микрофоны, дописать речитативы, посадить большой оркестр в яму. Думаю, такой вариант найдет свой жанр и свою оперную сцену.
Вы вот говорите, что в этом спектакле есть пророчество… А знаете, нужно делать пророчество в искусстве, чтобы оно сбылось в жизни».