МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Актер, который подарил нам Шурика: 25 лет назад не стало Александра Демьяненко

Он сыграл в театре и кино почти 300 ролей

22 августа исполняется 25 лет со дня смерти всеми любимого актера Александра Демьяненко, которому принято сострадать как заложнику единственной роли — Шурика в комедиях Леонида Гайдая. Но ведь он прожил счастливую актерскую жизнь, пусть сложную, с разочарованиями и потерями. В ней были такие взлеты, о каких некоторым его коллегам оставалось только мечтать. Ему было всего 62 года, когда он ушел из жизни.

«Ветер». 1958 год.

Актеры, даже самые известные, катастрофически быстро забываются. Лишь единицы не только остаются в памяти поколения своих ровесников, но их знают и молодые зрители. Александр Демьяненко принадлежит к числу избранных. Он словно бы никуда и не уходил из нашей жизни, поскольку фильмы Леонида Гайдая с его участием — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл Шурика, «Иван Васильевич меняет профессию», где его инженеру-изобретателю была уготована встреча с Иваном Грозным, не сходят с телеэкранов. А были и еще почти 300 кино- и театральных ролей, в каждую из которых он вкладывал душу.

Но его Шурик всех победил, а личность самого актера неразрывна с образом молодого очкарика, вечно попадающего в какие-то передряги и без особых усилий находящего выход из любой ситуации. Сам Александр Демьяненко очень переживал, что, дожив до шестидесяти, так и остался Шуриком, хотя с годами пришло понимание того, что это великое счастье — иметь в арсенале такую роль, которая вызывает у зрителей ассоциации именно с тобой как актером. Так что Демьяненко — вовсе не узник одной роли.

Он всегда воспринимался как ленинградец, хотя родился в Свердловске. Просто почти вся его взрослая жизнь связана с Ленинградом, где он и скончался в 1999 году. Тогда стояла страшная жара, и сердце не выдержало, не дотянуло до операции. На 1 сентября было запланировано коронарное шунтирование. Как вспоминали партнеры Демьяненко по сцене, еще в начале 90-х его спасал нитроглицерин, который приходилось принимать, чтобы доиграть до конца спектакль. Трудные были времена. Люди едва выживали. Многие актеры работали таксистами, что-то продавали. А у Демьяненко все-таки была работа, пусть не такая интенсивная, какой он был достоин.

Он с детства мечтал быть актером, занимался в театральном кружке в местном Доме культуры. Мама будущего актера работала бухгалтером, а отец — режиссером в оперном театре, где Саша проводил немало времени. К тому моменту его родители расстались. У отца была другая семья. А в театре они могли встречаться. Маленький Саша впервые вышел на сцену в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Он появлялся с колокольчиком и звонил. И поскольку это был дебют, разволновался и слишком долго задержался на сцене. Пришлось его уводить.

Окончив школу, 17-летний Демьяненко держал экзамен перед выездной комиссией Школы-студии МХАТ, приехавшей искать талантливых молодых людей в Свердловск. Его не приняли, поскольку Саша был очень стеснительным, но впоследствии это стало частью его актерской природы и привлекало режиссеров. Пришлось поступать на юрфак. Через год Демьяненко поехал в Москву и поступил сразу в два вуза — ГИТИС и Театральное училище им. Щукина, но выбрал ГИТИС. Свою роль тут сыграло и то, что его отец там учился. 

Дебют в кино состоялся, когда Александр учился на втором курсе. Он сыграл гимназиста в фильме «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. После ГИТИСа поступил в Московский театр им. Вл. Маяковского, где проработал три года, и переехал в Ленинград. И тому было несколько причин. Своего жилья в Москве не было и не предвиделось, а от скитаний по углам актер устал. В Ленинграде пообещали квартиру. Туда он постоянно ездил не только на «Ленфильм», но и к своей будущей жене Марине Скляровой. Когда-то в Свердловске они вместе ходили в театральную студию, а теперь она изучала театроведение в театральном институте.

После успешного кинодебюта Алов и Наумов пригласили Демьяненко в картину «Мир входящему», на роль выпускника Казанского пехотного училища, младшего лейтенанта Шуры Ивлеева (опять Шурик), который прибыл для прохождения службы в последний день войны. У фильма сложная судьба. Какой-то полковник написал на режиссеров донос, обвинил в неверном отражении событий. Полгода картину не могли сдать. Ее тогда принимала министр культуры Екатерина Фурцева. Критики всех мастей, не нюхавшие пороху, обвиняли авторов в том, что война у них «затрапезная», что у солдат грязные шинели. На заседаниях в Главном управлении кинофикации и кинопроката можно было услышать совершенно дикие заявления: «Упрятать такой фильм подальше вместе с режиссерами!», обвинения в клевете на войну. В истории кино навеки останутся слова заместителя начальника Калужского областного управления культуры Егоренкова о том, что «Мир входящему» «порочит наш советский строй, наши идеи, нашу армию, и было бы преступлением выпускать его на экраны!».

Досталось и Демьяненко за роль лейтенанта, помогающего немецкой женщине при рождении ребенка. При этом Фурцева все-таки разрешила отправить работу на Венецианский фестиваль в 1961 году под давлением итальянской стороны, и фильм получил там три премии.

Александр Демьяненко снялся в «Порожнем рейсе» выдающегося советского режиссера Владимира Венгерова и сыграл там журналиста Сироткина, сыграл в «Первом троллейбусе» Исидора Анненского. А потом была встреча с Гайдаем, который выбрал его из нескольких десятков претендентов, а это были Евгений Жариков, Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Александр Збруев, Валерий Носик… Свою роль сыграла картина «Карьера Димы Горина» Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского, где Демьяненко сыграл столичного парня, оказавшегося в тайге. Гайдай поехал в Ленинград, чтобы увидеть молодого актера живьем. И в итоге превратил его из брюнета в блондина. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла в лидеры проката в 1965 году. А в 1967-м невозможно было попасть на «Кавказскую пленницу» — выстраивались очереди. 30-летний Демьяненко стал невероятно популярен, а на его автомобиле нацарапали имя «Шурик».

«Карьера Димы Горина». 1961 год.

Актер успешно работал в дубляже, а это особый дар. Его голосом говорил литовский актер Донатас Банионис, мировые звезды — Жан-Поль Бельмондо, Роберт Де Ниро, Омар Шариф и Арнольд Шварценеггер, а также герои мультфильмов. Параллельно играл в спектаклях по сложнейшим интеллектуальным пьесам Дюрренматта и Мрожека. Демьяненко попробовал силы в кинорежиссуре, сняв короткометражную «Святую ложь».

В 90-е он поучаствовал в популярном ситкоме «Клубничка» Юрия Беленького в роли деда Валериана Макаровича и рад был наконец-то появившейся возможности поработать в кино. В день снималась одна 26-минутная серия, и это был напряженный график, потребовавший высочайшего профессионализма, которым Демьяненко обладал. Текст актеры получали непосредственно перед выходом на площадку, и надо было его быстро освоить. Как рассказывал режиссер, Демьяненко попросил поставить диван, чтобы во время пауз хотя бы немного отдыхать. Во время съемок у него резко ухудшилось зрение, пришлось делать операцию. 

«А король-то голый». 1992 год.̆

В последние годы жизни Александр Демьяненко играл в петербургском «Приюте комедианта», куда пришел из Театра комедии им. Акимова, где работал с 1984 года, а теперь не нашел общего языка с главным режиссером. Обычное дело в актерской жизни. Даже самой успешной. Многое, наверное, прошло мимо, не все сыграно, но и сделано немало. Иначе бы мы сегодня не вспоминали о Демьяненко.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах