МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Премьера фильма по последнему сценарию режиссера Рогожкина прошла в Выборге

Диалоги блестящие, но почему-то не смешно

В конкурсе 32-го фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге состоялась премьера «Особенностей национальной больницы» Станислава Светлова по последнему сценарию Александра Рогожкина, который сам он снять не смог. Почти 30 лет назад вышли его «Особенности национальной охоты», положившие начало знаменитой франшизе.

Олег Гаркуша, Карл Филлип Бенцшавель и Алексей Розин. Фото: Пресс-служба фестиваля

Режиссера знаменитого киноцикла о национальных особенностях охоты и рыбалки и при этом едва ли не самого скромного человека отечественного кино не стало в 2021 году. Ему было 72 года. Последние десять лет своей жизни он молчал, ничего не снимал. Почему? Да потому что не имел пробивной силы, его неординарные замыслы пугали продюсеров.

«Особенности национальной политики» вышли в 2003 году, но Рогожкин был только автором сценария, снимали фильм уже другие режиссеры. Сам он находился в тяжелом состоянии и фактически был забыт. Его преждевременная смерть не всколыхнула страну, знавшую снятые им хиты наизусть. И ведь не одними национальными особенностями был он славен. Вспомним «Чекиста», участвовавшего в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля, «Акт», «Караул», отмеченный на Берлинале. А у нас их требовали запретить как порочащие действительность. «Кукушку» на «Оскар» не выдвинули из-за кинематографических интриг.

Теперь фильм по сценарию «Волонтер», написанному Рогожкиным в нулевые, снял молодой режиссер Станислав Светлов, известный по фильму «Ада», сериалам «Два» и «Квартирка». Формально он режиссер совсем другого полета и почерка, и его выбор в данном случае неочевиден. Но опытному продюсеру проекта Алексею Учителю видней. Понятно, что это совсем другое кино, чем оно могло быть у Рогожкина. Сравнивать, наверное, не стоит, да и не получается. И время кардинально изменилось. Прежние приемы не работают, юмор совсем другой. Но диалоги у Рогожкина отличные, смешные, легко разойдутся на цитаты... Но и они не спасают.

Главным героем «Особенностей национальной больницы» стал молодой человек Вернер Мюллер, приехавший из Германии в Россию преподавать немецкий язык. Для того чтобы трудоустроиться учителем, ему понадобилась медсправка. Пытаясь ее получить, не говорящий по-русски иностранец попадает в неврологическое отделение петербургской больницы, где ему быстро находят применение. Фактически Вернер попадает в «палату №6» и становится не по своей воле волонтером. Больница обшарпанная, богом забытая, но при этом величественная, инфернальная и сказочная. Снимали в трех питерских клиниках, где до сих пор витает дух былых времен. Многое повидали эти стены.

Говорят в клинике на разнообразных иностранных языках. Бывшая учительница (Анна Алексахина), жившая в детстве во Франции, не забыла французский и легко находит общий язык с молодым волонтером из Германии. Да и часть медперсонала помнит немецкий со школьных лет. Молодой медбрат шпарит по-английски. Нашелся даже пациент, имевший отношение к разведке Штази (отличная работа Василия Кортукова) — с ним тоже можно поговорить на родном языке. В общем, обшарпанная больница напоминает Вавилон.

Молодой немец пройдет огонь, воду и медные трубы — и подгузники придется пациентам менять, и целоваться с суицидной барышней, большую часть времени проводящей на больничной крыше, и за гробом съездить для живой пациентки, и русской водки выпить, и к российской попсе приобщиться. Даже с настоящим Укупником познакомиться и его песенкой «Я на тебе никогда не женюсь».

Вернера сыграл очень способный 21-летний актер Карл Филлип Бенцшавель, снимающийся с детства. Во время съемок Карл заболел ветрянкой, покрылся пятнами и зеленкой, три недели провел на карантине. Тоже сюжет в духе Рогожкина. На премьеру он не приехал.

В Выборге фильм понравился. Одна зрительница сказала: «Мы так здорово посмеялись. Ну, прям хорошо». При этом во время показа смеха было не слышно.

Из прежней рогожкинской команды остался только напоминавший о былом Егоре Кузьмиче Виктор Бычков. Он лежал в больничной палате и часами смотрел в облупившийся потолок, угадывая в нем образы великих мастеров. Вот и мы искали следы былого, хотя Алексей Учитель предупреждал, что не нужно этого делать.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах