Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых ярких советских телепроектов, где цирк и музыка стали одним целым. Впрочем, в случае с программой в честь Георгия Гараняна цирковая арена — более чем логичный выбор.
«Георгий в качестве главного дирижера провел пятнадцать лет в цирке, и можно сказать, что в цирке вырос наш ребенок, — говорит в беседе с «МК» Нелли Закирова, тележурналист, писатель и супруга Георгия Арамовича. — Дочери очень повезло, ей было семь лет, когда Гаранян стал главным дирижером цирка. Она смотрели по два представления в день, а в перерыве между ними делала уроки в кабинете отца».
Сама история появления Гараняна в цирке была не совсем обычной. Георгий Арамович пришел туда сам, причем уже в статусе знаменитого музыканта и композитора. Знаменитый ансамбль «Мелодия», музыка к «Покровским воротам», «Рецепту ее молодости» и другим кинохитам — все это и многое другое принесло Гараняну всесоюзную известность.
Однако в начале девяностых даже столь завидное резюме не гарантировало работу. Советская музыкальная система трещала по швам, в результате не у дел остались даже те, чья квалификация не вызывала никаких сомнений. Адаптироваться к новым реалиям было совсем не просто, но Гаранян решил не ждать у моря погоды, взял синтезатор и пришел в цирк, предложив себя как пианиста.
«Юрий Никулин на одной из репетиций сказал: «Как наш клавишник на Гараняна похож!» — вспоминает Нелли Закирова. — На что администратор ответил, так это и есть Гаранян. И тогда Юрий Никулин заметил: «По-моему, я нашел главного дирижера…»
За годы работы на Цветном бульваре Георгий Арамович написал много музыки для цирка, однако впоследствии не исполнял ее на обычных концертах. Уникальные записи удалось получить из пензенского фан-клуба музыканта, и эти мелодии спустя многие годы впервые прозвучат на юбилейном шоу. Вообще, вся музыка на этом необычном концерте будет гараняновской. В программе есть фрагмент из балета «Синдбад» Римского-Корсакова, но тоже в аранжировке Гараняна. Среди участников концерта Мариам Мерабова, Даниил Крамер, Дмитрий Носков, Александра Розовская.
«Многие цирковые артисты хорошо помнят Георгия, — говорит Нелли. — Заслуженный артист России клоун Сергей Просвирнин сказал мне, что в свое время стоял в почетном карауле у гроба Гараняна. А вообще Сергей играет на саксофоне, ударных и с джазом знаком не понаслышке. Анатолий Окулов, тоже клоун, поет Синатру и играет на музыкальных инструментах. Все они сами выбирали музыку, под которую будут работать на концерте. Кстати, зрители многое услышат в первый раз. Даже музыканты гараняновского оркестра сказали мне: «Мы не понимали масштаба личности Георгия Арамовича, когда работали с ним. Начинаем понимать только сейчас».
Музыкальные заслуги Гараняна отмечены разными наградами и званиями, но вряд ли они отражают величину его вклада в российский джаз. Владимир Чижик, знаменитый трубач, который вместе с Георгием Арамовичем создавал ансамбль «Мелодия», как-то сказал, что Гаранян научил всю страну свинговать (свинг — ритмический рисунок, один из важнейших джазовых приемов. — «МК»).
У джаза в Советском Союзе была непростая судьба, но невероятный талант энтузиастов этой музыки сумел пробить многие идеологические заслоны. Принято считать, что джазовые стандарты сложноваты для нетренированного уха, однако сам Гаранян говорил, что люди, которые не любят джаз, просто не слышали хорошего джаза. А еще Георгий Арамович всегда стремился к новой аудитории. Когда у него появился джазовый абонемент в Большом зале Консерватории, он начал приглашать на свои концерты Марка Тишмана и других участников «Фабрики звезд», ведущей некоторых вечеров была Яна Чурикова. Так он хотел показать молодежи, которая приходила на Марка и Яну, другую музыку и популяризировать джаз.
«В ходе юбилейного концерта мы, конечно, вспомним некоторые факты из жизни Гараняна, — говорит Нелли Закирова. — Но это будет не вечер памяти. Для нас Георгий всегда жив, просто он где-то на гастролях».