Мой добрый Рошфор
В субботу на Первом канале и на «Культуре» были показаны документальные программы памяти Бориса Клюева. Ему исполнилось бы 80 лет.
Умер он совсем недавно. Мне посчастливилось (именно посчастливилось) взять у него интервью. Жаль, что только лишь по телефону.
Но этого хватило. Знаете, это было такое удовольствие от общения с человеком. Даже через телефонную трубку от него исходила какая-то особенная теплота. Я просто чувствовал его душу.
Вот и когда смотрел эти программы, мне все время хотелось сказать: Мой хороший. Такой особенный, такой добрый…
Редкий человек на самом деле. Да, и граф Рошфор в «Трех мушкетерах», и агент Трианон в «ТАСС уполномочен заявить». Ох уже эти отрицательные роли, которые так любят артисты. Клюев не любил, не очень любил. Но согласитесь, он ведь и там прекрасен. Помню, в том нашем интервью-разговоре я как-то скептически отнесся к его «Ворониным». Ведь иногда попадал на них, видел там этого замечательного артиста и… переключал. Да, меня не устраивал тот юмор этого ситкома, тот текст, который он произносил. Борис Владимирович тогда защищал эту свою роль: ну, конечно, ситком — такой жанр, в нем не надо искать высокого. А мне все хотелось, чтобы Клюев всегда был на высоте.
Но сейчас… Попадаю на «Ворониных» и уже не могу оторваться, слежу за Клюевым, смотрю, как он играет, подмечаю — ну это же великолепно! Артист должен уметь всё, пробовать себя в самых разных жанрах, не гнушаться и такой комедии тоже. Наоборот, делать даже из такого материала если не шедевр, то соседа из квартиры напротив, чтобы можно узнать, посмеяться над ним, пожалеть. Вот такой был Клюев.
А о высоком… Он стал настоящим мэтром своего любимого Малого театра. Он учился всю жизнь у Ильинского, у Царева и вот достиг той неимоверной высоты, когда лучшие роли, главные роли — все его.
Сейчас его вспомнили, не забыли. Такого человека, такого артиста. Это очень важная миссия телевидения.
Хоттабыч на Евро-24
Какие вы знаете лучшие фильмы о футболе? «Вратарь», конечно, «Одиннадцать надежд». Но есть еще одна картина, уникальная, нестареющая, которую на днях опять показали, на этот раз на канале «Мир». Это «Старик Хоттабыч».
Я всегда жду этого сюжета — Хоттабыч на футболе. Играют «Шайба» и «Зубило». Хоттабыч увлекся игрой неимоверно. Сначала с неба посыпались мячики. Действительно, зачем им бороться, драться, перехватывать всего лишь один мяч, вот вам 22, ребята, у каждого свой, и делайте с ним что хотите. Волька и Женька ему объяснили — так не надо, рассказали смысл столь прекрасного действия. И тогда Хоттабыч стал болельщиком! Но вот незадача: Волька с Женькой болели за «Зубило», а Хоттабыч вдруг за «Шайбу». И стал обрывать волоски своей чудесной бороды: трах-тибидох. Стал подыгрывать не «Зубилу», а «Шайбе». Вратарь шайбовцев обалдел: вдруг видит, как раздвигается угол его ворот и — один гол, второй, третий. И вот уже 22:0 в пользу «Шайбы», такие дела. Да, против старика Хоттабыча не попрешь. Потом оказалось, что вся команда «Зубило» заболела корью и матч будет переигран…
К чему это я? К финалу, который вы все, надеюсь, смотрели, — Испания — Англия. Ох, как хотелось мне тоже быть Хоттабычем, рвать волоски на своей несуществующей бороде и подыгрывать испанцам во что бы то ни стало. И чтобы счет был такой же разгромный. И пусть вся Англия потом заболеет корью, это уже неважно.
Но Испания победила без Хоттабыча, абсолютно честно, по классу, по игре. Испания, которая играла в футбол, в отличие от мучившихся англичан. Потому что футбол — это не тактика, не физика, а прежде всего игра. Игра всегда побеждает.