В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной программой (ей могло бы исполниться 90 лет). Квартира удобно разделена на две части. В одной – кабинет Щедрина и гардеробная, в другой – спальня и кухня, куда не доносится шум машин.
Два платья для «Анны Карениной» из линейки Пьера Кардена находятся в уютной спальне в бежевых тонах, где на экране телевизора – Плисецкая и Валерий Ковтун танцуют «Гибель розы».
«Это кутюрный Карден. И если посмотреть на историческую афишу «Анны Карениной», то там не будет написано, кто художник по костюмам. Потому что он француз, он даже не коммунист… Но все знают, сарафанное радио передает: на сцене Большого театра можно посмотреть кутюрного Кардена», – рассказывает экскурсовод.
На прикроватных тумбочках, на стене – фотографии Плисецкой и Щедрина, которого за атлетическое телосложение порой тоже принимали за танцовщика. Плисецкая, когда не было возможности репетировать, могла даже попросить его помочь с поддержками, с чем Щедрин прекрасно справлялся. Он еще и серфер, рыбак, пловец, но прежде всего, конечно, композитор, который мог написать для своей жены все, что она хотела станцевать.
На одной из фотографий – Лиля Брик. У нее дома пара и познакомилась. Однако их любовные отношения начались позже. Щедрин пришел на репетицию в Большой театр. Плисецкая знала, что он будет в зале, и хорошо подготовилась, купив у фарцовщицы итальянский купальник.
«Это была бомба, – рассказывают в музее. – Обтягивающий купальник хорош и удобен, как вторая кожа. Он был темно-зеленый с блеском, а она же рыжая, с веснушками. Выходила на сцену, и казалось, она в черном. Включался свет посильнее, и купальник начинал переливаться и подчеркивать ее красоту… И Щедрин сам с ней заговорил». В браке пара прожила 57 лет.
На туалетном столике стоят любимые духи Майи «Bandit». Первый флакон ей подарила Лиля Брик. Мускус, кожа, пачули, роза... Этот резкий, но в то же время манкий и соблазняющий аромат, не похожий на привычные женские духи, обожала Плисецкая. Однако, когда из духов убрали аллергены и резкость, балерина перестала ими пользоваться. Немного измененный, но все же дающий о себе представление аромат можно «продегустировать» в музее-квартире.
Фигурки лебедей, куклы в национальных костюмах, книги, статуэтки, портреты Майи Плисецкой работы Артура Фонвизина, Арутюна Галенца, Эрнста Фукса — все это представлено в экспозиции. Привлекают внимание литографии Марка Шагала в его узнаваемом стиле с милыми подписями: «Для Майи с сердечным приветом», «Для Майички» с аккуратным сердечком рядом.
В гардеробной поместили и другие костюмы – для партии в «Кармен-сюите», сначала запрещенной после премьеры за излишний эротизм, балета «Гибель розы» от Ив Сен-Лорана приглушенного нежно-розового цвета. В шкафу среди экспонатов можно найти и маленькие ботиночки, подаренные балериной музею Бахрушина, пуанты, подписанные ее фамилией. Там же, в гардеробной, – туники, в которых Майя Плисецкая была на последних интервью, несколько ее черных маленьких шляп, а рядом - модные туфли.
Чувство, что ты находишься в гостях у знаменитой пары, не покидает до выхода из подъезда. Квартиру не реставрировали, ничего в ней не меняли, только немного адаптировали для экспонатов и фотографий. В ней все говорит о жизни творческих людей, которые окружили себя уютом. Особая атмосфера на кухне, где заканчивается экскурсия, и один из посетителей начал рассказывать знакомую ему историю о великой балерине: «Она должна была получить Испанскую премию принца Астурийского. Вдруг она узнает, что кроме нее ее получит и Тамара Рохо. Тоже неплохая танцовщица. Ну, великая и неплохая – есть разница (делает он акцент на этой фразе и продолжает). Их предупреждают, что, когда войдет король, надо встать и кланяться. И вот начинается вручение. Входит король. Тамара Роха встает, Майя Михайловна сидит. И встает, только когда настало время поклонов зрителям. Тамара Роха оказывается где-то там (указывает вдаль), потому что Майя Михайловна все заполняет собой, всю сцену, выходит и бесконечно кланяется публике… Она нам показала, кто же является королевой сцены. Причем сделано это было безо всяких скандалов. Красиво как всегда!»