Главным фестивальным событием стал спектакль Александринского театра «Воскресение» в постановке Никиты Кобелева по последнему роману Льва Толстого, со дня публикации которого прошло 125 лет. Для спектакля построили летнюю сцену с амфитеатром для зрителей. Играли его в непогоду, когда световую имитацию дождя на сцене дополнили потоки воды, обрушившиеся на зрителей. В Ясной Поляне в последние годы без природных спецэффектов не обходится ни один показ. Год назад под дождем мокли Анна Каренина и Вронский из Большого, а до них — вахтанговские князь Андрей и Наташа Ростова, что только добавляло экспрессии происходящему.
Но уже на следующий день после непогоды вышло солнце, и на исторической пасеке графа Толстого состоялось необычное действо, посетить которое можно было только после экипировки. Нужно было надеть специальную одежду для пчеловодов, защищающую от укусов пчел. В театральную преамбулу входило угощение медом, в который можно было обмакнуть ломоть хлеба. Потом уже вместе с ненастоящим пчеловодом Александром Борисовичем Лучшим, как он себя отрекомендовал, отправиться через яблоневый сад на пасеку под байки об удивительной жизни пчел.
Сайт-специфик-спектакль «Пчеловод» — мистификация. Ничего подлинного в нем нет, кроме полезных сведений из жизни насекомых и увлеченного своими рассказами пасечника. Но зрителям важен сам процесс погружения в псевдосреду. Он сам обманываться рад. При входе на пасеку участники действа натирают открытые участки тела листочками мяты для отпугивания пчел и проходят предварительный инструктаж, как себя вести, если не дай бог пчела или оса обратила на тебя внимание. Главное — усвоить: ты ей в принципе неинтересен. А вот бутерброд может быть привлекателен. В этом случае важно не жадничать и поделиться. Пчела тут же утратит к вам интерес и будет питаться за своим детским столиком. Привлечь ее может запах духов, который заменило в нашем случае благоухание средства от комаров.
По словам нашего пасечника, пчелы упоминаются в произведениях Толстого 51 раз. Согласно теории нашего экскурсовода по медовым местам, Лев Николаевич и сам мог быть пчелой. Почему бы и нет, раз уж Ленин — гриб по версии Сергея Курехина и Сергея Шолохова.
Пчел на наших глазах обкуривают, но закрадывается предположение, что их на пасеке нет. Ни одна из них не дала о себе знать. Пасечник Лучший заводит пластинку «Битлз», извлекает из улья симпатичную игрушечную пчелу и здоровенного плюшевого трутня. Насекомые вступают в шуточный диалог. В рамке рядом с фотографиями пчел — изображение Пола Маккартни, дух которого витает над пасекой.
Московский театр «Пух и Прах» в яснополянском лесу разыграл не во сне, а наяву сны пушкинской Татьяны, обратившись к пятой главе романа в стихах «Евгений Онегин». Спектакль-променад «Сон Татьяны. Гадание» поставлен художником и режиссером, лауреатом «Золотой маски» Этель Иошпой с группой своих коллег. Татьяна напоминает гоголевскую Панночку и видит после святочных гаданий чудный сон. Фантазия авторов погружает зрителей в страхи и тайные желания.
Под постукивание колотушки вслед за лесным Хароном с табличками «Ждите» и «Идите за мной» мы следовали от одного места действия к другому, проходили через дверной проем, хотя забора нет. За столом пировали живые и мертвые перед главным блюдом — муляжом гигантского лебедя или гуся. Угощайтесь, если не страшно. В стороне на возвышении неведомый персонаж в маске смотрел куда-то застывшим взором. Кто бы это мог быть? На прямой вопрос последовал после небольшой заминки ответ: «Звукорежиссер».
Пушкин стоит с удочкой, приглашает вместе поудить рыбу и написать на бумаге заветное желание. Только просит про новое корыто не загадывать, видимо, вспоминая про алчную старуху, которая извела своего старика и Золотую рыбку.
На лесной поляне расположилась нарядная Арина Родионовна в красных бусах. Чтобы подойти к ней, надо перешагивать через разбросанные девичьи косы, сплетенные из лоскутов ткани. Арина Родионовна открывает томик Пушкина на той странице, которую вы назовете, находит указанную вами строку и зачитывает. Можно лишь поразиться ее содержанию, звучащему как пророчество. За спиной няни Пушкина — девушка с муляжом кота ученого на плече и скелетом рыбы. Няня — женщина современная. Когда Татьяна Ларина ляжет на землю, предупредит: «Не умирай! Здесь моя ответственность».
Где-то грозно рычал медведь. Девушки в белых одеждах смотрели в зеркала, издавали таинственные звуки. Над пролеском в гамаке качалась русалка с длинным хвостом и маячил некто в черном с вороном за плечами. Такое ощущение, что находишься в Зазеркалье. При первой же попытке сбежать от лесной нечисти появилась режиссер и призвала придерживаться маршрута и группы. В этот момент испытываешь неловкость за саму мысль побега — и в итоге будешь вознагражден финальной сценой дуэли Пушкина с медведем.
В поле стоят, как призраки, существа с длинными шеями и с шестами, напоминая о нечистой силе на погосте из какой-нибудь страшилки. Показалось или нет, но из обнаженной груди одного истукана еще в предыдущей сцене пира, где «стол был яств, там гроб стоит», сочилось молоко.
Сну был посвящен и спектакль Саши Никитиной «Приснилось: Лаборатория сна», где исследовали образы, возникающие во сне, их дневные истоки и теорию сна, выведенную Толстым.