МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Разносчик еды получил приз за лучшую мужскую роль в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля

Французский режиссер Борис Ложкин выбирал актеров из курьеров, доставляющих людям заказы

В конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля приз жюри получила «История Сулеймана» французского режиссера Бориса Ложкина, который снимал непрофессиональных актеров. Документальный фильм «Где мой дом?» выпускницы ВГИКа Анны Бергер, приехавшей несколько лет назад в Москву из Финляндии, участвовал в документальном конкурсе ММКФ. Героями фильмов стали мигранты из Гвинеи.

Получивший награду Абу Сангаре в фильме « «История Сулеймана». Фото предоставлено пресс-службой Каннского кинофестиваля

Борис Ложкин, приступая к работе, встречался с сотрудниками службы доставки, теми людьми, которых мы видим ежедневно на улицах городов с желтыми и розовыми сумками за плечами. Он подолгу разговаривал с ними о жизни, тех трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Актеров выбирал среди непрофессионалов, в основном из числа курьеров, которые колесят по Парижу на велосипедах, доставляя еду заказчикам.

В свое время на Бориса Ложкина сильное впечатление произвели снятые режиссерами его поколения картины из Румынии — «Смерть господина Лазереску» Кристи Пую (победитель «Особого взгляда» 2005 года) и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 2007-го). Они рассказывают о повседневности и приближены к документальному повествованию. Так что зритель иногда теряется в догадках, игровое это кино или нет.

Теперь он сам получил приз жюри «Особого взгляда», которое возглавлял молодой канадский режиссер Ксавье Долан. Борису Ложкину 54 года. Он родился в Париже. Никакой информации о его происхождении нет, но имя и фамилия у него говорящие. Ложкин изучал философию в Марсельском университете, снимал документальное кино. Со своими игровыми картинами он участвовал в самых престижных фестивалях. Его «Надежда» (Франция–Марокко) была показана на «Неделе критики» в Каннах, «Камилла» — в Локарно.

Герой его нового фильма Сулейман приехал во Францию из Гвинеи. Целыми днями он колесит по улицам Парижа. Ложкин показывает два дня из его жизни перед собеседованием, которое Сулейману предстоит пройти, чтобы получить убежище во Франции. У парня есть своя версия жизни, которую он изложит тем, кто определит его судьбу.

Арт-директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, анонсируя программу, особо остановился на этом фильме: «Сулейман — персонаж, воплощающий в себе всех людей, которых мы видим на улицах Парижа, Лиона, всего мира. На велосипедах они доставляют еду из крупных сетей тем, кто ее заказывает. Мы не знаем, как доставляются эти заказы. Здесь снимается отправная точка. Люди на велосипедах, а это, как правило, мигранты, мечтают обосноваться во Франции и получить соответствующие документы».

Сулеймана сыграл Абу Сангаре. Он дебютант в кино, пришедший в него с улицы. Он такой же разносчик еды, как и его герой, только получивший награду Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Возможно, его судьба теперь кардинально изменится. На экране он органичен, как сама жизнь, но сыграть некую копию себя — это все-таки отдельная история.

Чуть раньше на Московском международном кинофестивале показали картину «Где мой дом?» выпускницы ВГИКа Анны Бергер. Это ее дипломная работа, где она не только режиссер, но и сценарист, оператор, художник, продюсер и отчасти актриса. Поездки, технику, оборудование — все пришлось оплачивать самой.

Амаду в фильме «Где мой дом?» Фото предоставлено пресс-службой ММКФ

Анна родилась в Финляндии, но у нее русские корни. Ее предки жили в Российской империи. Возможно, поэтому Анну так привлекает Москва. Она окончила Оксфордский университет, потом ВГИК, но осталась в России, где защитила кандидатскую диссертацию по киноведению. Ее дебютный документальный фильм «Кого люблю...», героиней которого она стала вместе со своим отцом и мигрантами, которые ремонтируют их финскую дачу, отмечен наградами российских и международных фестивалей.

«Где мой дом?» — ее вторая полнометражная картина о приехавшем в Москву из Гвинеи в поисках лучшей жизни темнокожем парне Амаду. Представляя фильм на ММКФ, Анна Бергер рассказывала: «Это второй мой фильм, в котором я использую прием присутствия режиссера как персонажа. Я как режиссер становлюсь живой частью истории. Хотя фильм не про меня, но я там такая, какая есть. Жанр «прямого кино» позволяет раскрывать людей, показать их такими, какие они есть. Снимать близких нервно. Я и себя не всегда выставляю в хорошем свете, но наблюдаю за собой, замечаю что-то новое. Меня интересует, каким становится человек, исходя из его корней. От себя мы тоже что-то скрываем».

Свое решение остаться в Москве Анна объяснила так: «Десять лет я не жила в Финляндии, а вернувшись, увидела, как изменился менталитет. С этим во многом связана миграция и моя судьба. Нынешняя ситуация в Финляндии печальна. Закрываются студии. Художнику сложно жить в такой ситуации. Финские политики заявляют, что искусство предназначено для элиты. Деньги на кино получить сложно. Для этого надо тщательно подбирать темы. Я нахожусь там, где мне интересно. На ММКФ приехала из Индии. В России интересно работать. Здесь интересный круг людей. Искусство и люди не имеют отношения к политике и не должны от нее страдать. Благодаря искусству можно победить расизм».

Анна Бергер со своим героем. Фото предоставлено пресс-службой ММКФ

Родной язык Амаду — фула, но он быстро все схватывает и прилично говорит по-русски. В Москве ему никто не хочет сдавать квартиру, потому что он мигрант из Гвинеи. При участии Анны удается договориться с хозяином одной из съемных квартир. Они вместе идут к нему по объявлению. В общем, все у Амаду не так безнадежно, раз сумел заинтересовать европейскую девушку — саму Анну Бергер, которой, в сущности, ничего не стоит изменить его судьбу. Например, выйти за Амаду замуж, и тогда многие вопросы будут решены. Если Анна, конечно, всерьез увлечена своим бойфрендом, а не разыгрывает ситуацию с их отношениями ради успеха фильма, который удался, хотя вызывает вопросы.

Амаду кажется, что ничего у него не получается, и, нелегально перейдя белорусско-польскую границу, он оказывается в Германии, где находит свои плюсы, но и новые проблемы. Анна отправится к нему в Ганновер. Для нее это совсем не сложно, поскольку есть европейский паспорт, и она белая женщина.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах