И это было как гром среди ясного неба. На фоне работ мэтров — Копполы, Соррентино, Кроненберга, Шредера, Чжанке, талантливой Андреа Арнольд с ее «Птицей» — ставки на «Анору», кажется, не делал никто. Откровенное зрительское кино, не связанное с поисками в области нового киноязыка и авторского кино, не услада для киноинтеллектуалов оказалось словно бы на чужом празднике жизни. Однако в рейтинге журнала Screen фильм неожиданно вышел на первую позицию.
«Анора» снималась в США, главным образом в Нью-Йорке на Брайтон-Бич, где живет главная героиня Ани, она же — Анора. Ее сыграла американская актриса Майки Мадисон, прежде снимавшаяся в небольших ролях в «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино, «Крике» Мэтью Беттинелли и Тайлера Джиллетта и еще целом ряде менее известных картин.
Ани работает танцовщицей в стриптиз-клубе на Манхеттене. Там и познакомится с 21-летним Иваном из Москвы, оказавшимся сыном русского олигарха. По-английски он едва говорит, в отличие от исполнителя этой роли Марка Эйдельштейна — недавнего выпускника Школы-студии МХАТ, успевшего сняться в «Стране Саша», «Монастыре», «Сто лет тому вперед». Поскольку у Ани бабушка — узбечка, то девушка знает несколько русских слов, поэтому ее делегируют развлекать юного гостя из России. Он учится в США, куда его отправили состоятельные родители. Парня мало интересует учеба, гораздо приятнее играть в видеоигры и посещать стрип-клуб. Изъясняется он в основном матом. Шону Бейкеру обратить на Марка внимание посоветовал Юра Борисов. Они вместе снимались в экранизации Кира Булычева «Сто лет тому вперед». После разговора с режиссером Марк через час прислал видеопробу в обнаженном виде, поскольку роль предполагала свободу и смелость, и сделал он ее очень смешно и деликатно, со спины.
Пара вскоре поженится в штате Невада, что создаст проблемы для родителей Ивана, приехавших развести нашкодившего сына. Родителей сыграли Алексей Серебряков и Дарья Екамасова. Появляются они только в заключительной части более чем двухчасовой картины, но за это небольшое время успевают создать яркие образы. Помогают выпутаться из неприятной истории с женитьбой предприимчивые армянские друзья — священник из Нью-Йорка и его помощник, которых великолепно сыграли живущие в США Карен Карагулян и Ваче Товмасян.
Юра Борисов сыграл охранника Игоря, парня на все руки, которого поначалу воспринимаешь как классического гопника, а он окажется «хорошим русским». Актеру достаточно взгляда, слова, жеста, чтобы точно передать тончайшие состояния героя. Юра Борисов стал большим и виртуозным артистом. Все герои говорят на умопомрачительной смеси английского, русского и армянского.
Грета Гервиг, изначально вызывавшая у многих критиков предубеждение и сомнения (куда ей оценивать работы Копполы и Кроненберга), удивила, если не сказать, что огорошила, своими решениями. Гран-при достался фильму «Все, что мы представляем как свет» режиссера из Индии Паяла Кападии. Долгое время индийское кино вообще не было представлено в Каннах, но при этом удивляло и побеждало в Бусане и Роттердаме. Картина рассказывает о двух сестрах, которые работают в госпитале Мумбая, помогая пожилым пациентам. Ничего общего с болливудскими картинами она не имеет.
На протяжении всего фестиваля в лидерах была «Эмилия Перес» — мюзикл на испанском языке, снятый любимцем Каннского кинофестиваля, его постоянным участником и обладателем «Золотой пальмовой ветви» 2016 года французским режиссером Жаком Одиаром. Фильм получил Гран-при и награду за лучшую женскую роль, причем не персональную, а ансамблю из четырех актрис. Среди них — певицы и танцовщицы, а также трансгендерная женщина. Это Андриана Пас, Зои Салдана, Селена Гомес и Карла София Гаскон. Последняя и сыграла главаря мексиканского наркокартеля, который, спасаясь от возмездия за свои темные делишки, уезжает в другую страну, делает пластическую операцию и становится женщиной, при этом объявляет о своей смерти. Картину вряд ли покажут в России, как и многие другие фильмы фестиваля, поскольку он подпадает под разряд запрещенных у нас с недавнего времени тем. Тетки Чарлея отправлены на полку.
36-летний американский актер Джесси Племонс, начинавший карьеру в трехлетнем возрасте с рекламы «Кока-Колы», снимавшийся в «Убийцах цветочной луны» и «Ирландце» Скорсезе, «Власти Пса» Кэмпион, сыграл сразу три роли в «Видах доброты» греческого режиссера и нового киногуру Йоргоса Лантимоса. Он отмечен «Пальмовой ветвью» за лучшую мужскую роль. Племонс — смелый актер, но и для него работа с Лантимосом стала экстремальным опытом. Как сам он сказал в Каннах, его тело было охвачено огнем.
Португалец Мигел Гомеш, представлявший «Большое путешествие», отмечен за лучшую режиссерскую работу. Главный герой отправляется в тур по Восточной Азии, посещает Бангкок, Манилу, Сайгон, Шанхай. Он путешествует в 1918 году, но зрители видят эти города и в их современном виде — шумные улицы, массы людей на мотоциклах, современные телебашни. Картина грандиозно снята, но в этом ей не уступает великолепное «Поколение романтиков» китайского режиссера Цзя Чжанке — гимн Китаю, почти без слов, где главная героиня только поет. Но китайский гений остался без наград.
«Семя священного инжира» сумел лично представить его режиссер Мохаммад Расулоф, приговоренный у себя на родине к восьмилетнему заключению. Незадолго до начала Каннского кинофестиваля ему удалось тайно покинуть Иран без паспорта и перебраться в Германию. Многие были уверены, что именно он получит «Золотую пальмовую ветвь», но жюри ограничилось спецпризом.
За лучший сценарий отметили боди-хоррор «Вещество» француженки Корали Фаржеа с Деми Мур в главной роли. Знаменитая актриса и популярная телеведущая в один момент списана со счетов, отправлена отвратительным боссом на покой, но сдаваться не собирается. Она начинает принимать загадочный препарат, и ее тело словно изрыгает из себя молодую и красивую девушку (ее сыграла Маргарет Куолли), своего рода копию себя. За возможность получить «вторую молодость» героиня Деми Мур должна расплатиться.
На заключительной церемонии чествовали создателя «Звездных войн» 80-летнего Джорджа Лукаса, получившего из рук своего старинного друга, 85-летнего Фрэнсиса Форда Копполы, почетную «Золотую пальмовую ветвь» за «жизненные достижения», как говорят в Каннах, а у нас бы сказали «за вклад в мировой кинематограф». Многие в этот момент плакали. Это были самые трогательные минуты в дни фестиваля, свидетельствующие о том, как все быстро проходит. У фестиваля — новые звезды. А несчастный Коппола, участвовавший в основном конкурсе, ничего, кроме брани и критики, не получил в свой адрес.