На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах участвовали свыше 100 исполнителей. Художественным руководителем конкурса является народный артист СССР Юрий Григорович, а в состав жюри вошли яркие деятели хореографического искусства России. Возглавил судейскую коллегию тоже народный артист СССР Борис Акимов.
В этом году, судя по составу участников конкурса, он выглядел не таким ярким, как в прошлые годы. Если в народно-сценическом танце ярких участников было много, то в номинации «Характерный танец» конкурсантов-мужчин, приславших свои заявки, явно не хватало. Так, в младшей группе в характерном танце, где участники выступали сольно, юношей не было совсем. А в ансамблевых танцах участвовало всего две пары, да и те родом из Йошкар-Олы. И из-за этого правила конкурса для характерного и народно-сценического танца поменяли.
- Произошло два изменения – говорит мне член жюри конкурса, гендиректор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов. - Во-первых, в исполнении участников убрали гендерную разность, и теперь нет отдельных мужской и женской категорий. И второе: ансамбль стал оцениваться как ансамбль, а не как отдельные индивидуумы его составляющие. Это произошло потому, что когда выходили артисты в одинаковых костюмах, жюри путалось - кому что ставить… И все равно ставили одну оценку всем. Зачем играть в такие игры? В ансамбле ведь главное не индивидуальное мастерство танцовщика, а именно ансамбль. А каждый спектакль - это тоже ансамбль. И не так много было солистов, чтобы их разделять по гендерному принципу. Всё равно ясно - кто насколько ярок и артистичен. И наиболее яркому присудили премию.
- А почему так мало представителей характерного танца на конкурсе?
- Мне бы, конечно, хотелось, чтобы больше хореографических учебных заведений принимали участие. Я удивлен, что их не так много заявилось на конкурсе. Правда, совпало так, что у некоторых государственные экзамены, кто-то готовится к отчетным концертам. Недокомплект ещё и потому, что друг за другом идет несколько конкурсов. Словом, чтоб состязание проходило более масштабно, надо объявлять конкурс не менее чем за год. Но в принципе, по заключительному концерту видно, что все-таки конкурс удался, - считает Сергей Александрович.
Самым значительным открытием конкурса стал Дмитрий Щербаков, который представлял Оренбург. Получив первую премию и золотую медаль, он и стал главным победителем конкурса в номинации «Народный танец». Когда танцовщик появился во II туре в номере на народную музыку «Не упал», а особенно потом, в «казачьем» номере «Когда мы были» на песню Игоря Столярова, а в III туре ещё и в гриме, превратившись в старика на лавочке, в номере «Камаринский мужик» - по уровню танца и игры, я был совершенно уверен, что он из ансамбля Моисеева. Ведь этот всемирно известный коллектив открывал конкурс, приехав в Йошкар-Олу спустя 48 лет после своих первых гастролей, а одним из членов жюри был Александр Тихонов, танцовщик прославленного ансамбля. Оказалось, ошибся. Он пока только учится и является студентом III курса РГУ им. Косыгина (Институт славянской культуры).
- На конкурсе я не в первый раз. Уже участвовал в конкурсе им. Эсамбаева в Чечне в Грозном. Выступая там впервые в прошлом году, занял третье место. А в этом году ничего не занял. Мы сделали работу над ошибками и изменили репертуар. У нас была совместная работа с моим педагогом Еленой Игоревной Бутылкиной. Кстати, хореограф Елена Бутылкина, благодаря своему ученику, так точно исполнявшему её номера, стала обладателем спецприза – «За лучшую хореографию народного танца». Её «казачий» номер стал настоящим хитом конкурса. Номер довольно техничный, сложный. В нем рассказывается трагическая история про казака, которого бросила девушка, и он уходит на войну. Все события показывает сам герой без партнерши, но её платок обозначает её незримое присутствие.
- Щербаков был просто потрясающий - солидаризуется с моим мнением Сергей Александрович Усанов. - Это ярчайшее открытие конкурса. Виртуоз! Я знаю его историю: его не отпускали в институте, но в самый последний момент я привлёк его к конкурсу, где он стал украшением. Он сказал в институте: «Вы знаете, если вы меня не пустите, я всё равно туда поеду». Это воля – воля к победе. Кто знал Щербакова? Никто… И вдруг высветился парень, который учится в Академии славянской культуры. На месте руководства, например, ансамбля Моисеева, где он мечтает работать, я его бы пригласил. Потрясающий артист, показавшийся в разных амплуа и везде блестяще.
Лауреатом второй премии по старшей группе в народно-сценическом танце стал танцовщик из Тюмени Александр Пьянков, а третья премия досталась Александре Усовой, тоже из Тюмени. А вот Павел Зверев, яркий танцовщик из Москвы, не получил даже диплома, но своим танцем и в номере «Маламбо», и в номере «Рачули» запомнился, как запомнилось и его яркое выступление на прошлом Всероссийском конкурсе, который в 2021 году прошел в Ярославле. Тогда Павел Зверев ещё учился в Московском институте культуры. Теперь он - солист балета концертного ансамбля Центрального дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе.
По Ярославлю я помню и квинтет танцевальной группы Государственного академического омского русского народного хора. Их «Ямщицкую пляску» в хореографии Иосифа Слуцкера, с её мужицкой стихией, ухарством не забыть! В этом же номере, но несколько в другом составе танцовщики из Омска показались и на этот раз, И ещё привезли новые номера: тоже пронизанные удалью, энергией и «русским духом» - «Битву» Зуфара Толбеева, его же залихватский «Танец с пиджаками» и номер «Ковали, ковали», в котором один из танцовщиков предстал в кольчуге и пускал через сцену стрелы из лука. Настоящие русские богатыри! Правда, жюри присудило им в номинации «Ансамбли» только вторую премию, золото отдав квинтету Государственного ансамбля народного танца «Зори Тюмени». Но заключительный номер на завершающем конкурс Гала-концерте была всё же их «Ямщицкая пляска». Реакцию на неё зрительного зала и не описать…
В младшей группе в народном танце таких ярких впечатлений, к сожалению, не было… А потому первая премия в ансамблях не была присуждена никому. Похожая картина в младшей группе и в сольной номинации: вторую премию здесь тоже не присудили, а вот первую, и совершенно заслуженно, получила Таисия Скрипка из Череповца. В характерном танце в старшей группе в номинации «Ансамбли» участвовало всего четыре дуэта, а в младшей дуэта вообще было только два. Так что в младшей, а также в старшей группе ни первая, ни вторая премия тоже не присуждались. Третья в младшей досталась дуэту второкурсников Колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая Республики Марий Эл Виктории Трифоновой и Александру Карягину, хорошо станцевавшим «Венгерский танец» из балета «Лебединое озеро» и редко исполняемую «Лезгинку» (хореография Михаила Фокина) на музыку Михаила Глинки из оперы «Руслан и Людмила».
Хореографию Михаила Фокина из его знаменитого шедевра - балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для «Русских сезонов» Дягилева, а точнее дуэт из этого балета Зобеиды и Золотого раба, исполнили и танцовщики, ставшие лауреатами третьей премии по старшей группе Полина Химич и Тимур Куаталиев. Сейчас они артисты Московского музыкального театра им. Натальи Сац. В их чувственном танце ощущалась страсть и эротика, но вот сценический грим и костюм Золотого раба вызывал вопросы. Негр по сценарию Бенуа предстал здесь даже без намёка на морилку, почему-то в черных, а не золотых шароварах, и небритый…
В отличие от таких учебных заведений как Московская академия хореографии или Академия им. Вагановой, не представленных на этом конкурсе никак, Московское училище «Гжель» было представлено сразу четырьмя участницами, которые выступили на конкурсе в номинации «Характерный танец» очень достойно. Первокурсницы только начали постигать таинства профессии и понимать, что такое характерный танец. И получили в этом смысле на конкурсе огромный опыт. Одна из них, Виктория Соколова, заработала третью премию, разделив её с Полиной Скворцовой из йошкар-олинского Колледжа культуры и искусств им. Палантая. Темпераментная и яркая ученица «Гжели» показала на конкурсе знаменитый номер звезды балета XIX века Фанни Эльслер «Качуча», исполнив его чисто и академично. Стилистически более «оклассиченный» вариант «Качучи», поставленный на народную музыку, который исполняется крайне редко.
Золотой лауреаткой конкурса в номинации "Соло" по младшей группе в характерном танце стала Арина Карасёва из московского училища им. Леонида Лавровского, задорно показавшаяся на сцене в «Сербском танце» (хореография Евдокии Токаревой). В старшей группе первая премия опять же не была присуждена никому. Лауреатом второй премии стал молодой танцовщик Красноярского театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского Руслан Аболмасов. Он прекрасно станцевал на заключительном III туре и вариацию Тореадора из балета «Дон Кихот», и вариацию Армена из балета «Гаяне». У парня высокий прыжок, и он отлично смотрится на сцене. Впрочем, как и его конкурент Ринат Котрикадзе, студент выпускного курса Красногородского хореографического училища Московского губернского колледжа искусств. Особенно эффектен этот танцовщик был в «Героическом этюде» из балета «Скрябиниана» Касьяна Голейзовского.
- В целом конкурс мне понравился, – подвел его итоги председатель жюри конкурса, педагог- репетитор Большого театра России, художественный руководитель Московского хореографического училища при театре танца «Гжель», народный артист СССР и просто легендарный танцовщик Борис Акимов. - Очень положительно то, что номинации «Характерный танец» и «Народно-сценический танец» выделены в отдельный конкурс. Потому что, как правило, главным действующим лицом любого балетного конкурса является всё-таки классический танец. А здесь конкурс отдельно посвящен этому направлению в хореографии. Это очень важно! И это самый большой плюс этого конкурса.
- А какие-то проблемы в народно-сценическом и характерном танце на конкурсе выявились?
- Конкурс выявил и потрясающие плюсы, и в то же время минусы, которые заставляют поразмышлять. Потому что все участники тут в основном базируются на номерах наших старых великих хореографов, часто одни и те же - от Петипа, Горского и других. Пожелания у меня такие: с одной стороны, не забывать классику, шедевры прошлого как в характерном, так и в народном танце, но всё-таки попытаться двинуться вперёд и делать какие-то специальные номера для конкурса. Это пробуждает мысль хореографов, тем более что на конкурсе есть специальная премия лучшему хореографу, и она дает возможность ставить номера хореографам на индивидуальность исполнителя. Потому что индивидуальность ведь может и не проявиться в старых номерах. Если же говорить о конкурсе в целом, то в этот раз было очень много интересных ребят и интересных номеров. Народная часть конкурса оказалась активнее и сильнее, чем часть характерного танца, а он связан с нашей классикой, потому что базируется на классическом танце. И тут как раз есть проблема - пока не видно какого-то движения вперед. Но замечу, что именно здесь есть простор для развития этого направления танца.