Боголюбово: явление и смерть
История иконы начинается в конце 1150-х годов в двух километрах от Владимира — в живописном местечке на берегу реки Нерли, которое теперь известно как Боголюбово. Почти тысячу лет назад князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, покинул Вышгород, где правил, пока его отец восседал на киевском престоле, вместе с чудотворной иконой Богородицы, ныне известной как Владимирская. Точно неизвестно, что пошло не так в Вышгороде, но, как бы там ни было, Андрею, которого в будущем назовут Боголюбским, пришлось покинуть город и отправиться в сторону Владимира. Согласно легенде, которую, судя по всему, придумал сам князь, по пути ему во сне явилась та самая икона Богоматери, которая была у него с собой, и повелела основать на этом месте монастырь. Так он и сделал. Юный князь построил близ Владимира не только храм, но и свою резиденцию. Он стал властителем Волжского речного пути, по которому шли товары из Скандинавии в Арабский халифат, укрепил свою власть над Владимиром, а жил в Боголюбове. Важнейший торговый путь Евразии сделал его княжество одним из богатейших. Князь, как и его дед Владимир Мономах, пытался создать себе имидж богоизбранного: многочисленные белокаменные храмы, которые он построил, должны были этому способствовать. Для того же, вероятно, понадобилась и легенда о явлении Боголюбской иконы.
Есть даже миф, что икону написал святой апостол Лука. Но это, конечно, невозможно, так как он жил на десять веков раньше. В советское время искусствоведы выдвинули версию, что ее автор не кто иной, как учитель Андрея Рублева Феофан Грек. Однако современные исследователи склоняются к версии, что образ писал либо греческий, либо местный мастер, чье имя не сохранила история. Так или иначе, специально ради этого образа, на котором изображена Богоматерь в полный рост (сходная обликом с Владимирской иконой, тоже написанной в ХII веке, но раньше), Андрей Боголюбский построил храм. Он получил название Рождественский. Фрагментарно он сохранился по сей день.
Внутри храма всегда холоднее, чем снаружи. Сегодня мы можем увидеть древний фундамент и часть первых стен, расчищенных советским археологом Николаем Ворониным в середине ХХ века и нашим современником, археологом Владимиром Седовым, который работает в Боголюбском монастыре с 2015 года. В Рождественском храме икона находилась веками. Князь Андрей Боголюбский пристроил к церкви с обеих сторон свои покои. На службу он выходил по специальному коридору, будто являлся ниоткуда — с небес. Такой же прием использован и в храме Покрова на Нерли, мимо которого как раз проплывали все торговые судна. Но там белокаменная галерея, опоясывавшая храм с трех сторон, не сохранилась: в конце XVIII века местный игумен частично разобрал храм ради строительства колокольни. Тем не менее раскопки показали, что через галерею по специальной лестнице Андрей Боголюбский поднимался на балкон рядом с хорами, чтобы держать речь перед народом. То же происходило в Рождественском храме в Боголюбове.
Все это должно было показать, что князь — особенный, избранный Богом. Отсюда и его прозвище. Кстати, покои в Боголюбове он устроил по образцу, напоминавшему дворец царя Соломона, что тоже не случайно. А для строительства пригласил мастеров из Северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи (к такому выводу несколько лет назад пришел Седов, анализируя формы баз и декор). То есть сам храм должен был производить впечатление божественного чуда, сошедшего на землю.
Сегодня в Рождественском храме можно найти загадочную четырехликую капитель, с каждой стороны которой разные образы Богородицы. Сейчас она находится в основе одной из колонн, но реставраторы предполагают, что когда-то она могла венчать столб на площади перед храмом и, возможно, обозначала то самое место, где, по легенде, Богородица явилась князю. Есть вторая версия: колонна с капителью стояла на месте, где несколько суток пролежал его труп после убийства.
Авторитет Андрея Боголюбского был велик, в 1173 году князь чуть не захватил Киев и Вышгород, откуда когда-то его прогнали, но было у него и немало врагов. На пике величия история Андрея Боголюбского кончилась драматически. В июне 1174 года, глубокой ночью, в его покои ворвались двадцать заговорщиков, намереваясь убить князя. Среди них была и жена правителя. Злоумышленники ударили князя, он упал без сознания. Они было подумали, что Андрей мертв. Однако потом обнаружили, что тела нет на месте. Оказалось, князь уполз по тому самому коридору, что вел из покоев в Рождественский храм. По кровавым следам его нашли в Лестничной башне и зарубили собственным мечом. Разрубленное тело выбросили, как свидетельствует Ипатьевская летопись, в «огород» — то есть огороженное место. Оно находится в паре десятков метров от Рождественского храма. Сегодня на его месте находятся небольшая часовня и источник со святой водой.
После убийства князя Боголюбово сошло с ума. Трое суток народ бесчинствовал, убивал приближенных Андрея, грабил монастырь и резиденцию, крушил все кругом. Бесчинства прекратились лишь после того, как священник Микула начал ходить по округе с иконой Владимирской Божией Матери. Боголюбская икона была свидетелем и участником тех событий. Тогда она оказалась под угрозой в первый раз.
После смерти Андрея Боголюбского воцарился его брат Всеволод, позднее получивший прозвание Большое Гнездо. Сын князя Юрий был изгнан. Заговорщиков нашли и казнили. Их имена недавно, в 2014 году, были обнаружены на одной из стен Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Впрочем, вернемся к иконе.
Под завалами истории
В первой трети ХVIII века священнослужители решили отремонтировать Рождественский храм, расширив окна, чтобы внутри стало светлее. Однако «реконструкция» обернулась полным провалом — в прямом смысле слова. В 1722 году Рождественский храм рухнул — сложился как карточный домик. Икона оказалась под завалами на три-четыре года. А это значит, что несколько лет кряду ее поливали дожди, она мерзла зимой от холода, а летом изнывала от жары. От этого, как свидетельствуют современные реставраторы, нижняя часть липовых досок стала похожа по плотности на поролон. В одном из мест иконы зафиксирован пролом — явное следствие удара от камня. После того как ее достали из-под завалов, образ поместили в новый храм, построенный по соседству, а еще его одели в серебряный оклад. Сегодня реставраторы говорят: это чудо, что тогда образ выжил.
К тому же в это время, вероятно, в очередной раз записали свежими красками и покрыли толстым слоем лака. Реставратор Александр Горматюк рассказал «МК», что свиток с мольбой о милости к людям, который Богоматерь держит в воздетых к небу руках, появился позже, возможно, как раз в ХVIII веке. Вообще икона записывалась множество раз: на ней десятки слоев, и долго казалось, что первоначальной живописи не сохранилось вовсе. И только последние исследования открыли и установили участники, написанные в ХII веке.
Специалисты открыли Боголюбскую икону в 1900-х годах. Ее первым исследователем был историк Никодим Кондаков, но он смотрел на Богоматерь «сквозь» оклад и потемневшие напластования записей и слои олифы. Несмотря на это ученый точно определил, что это памятник домонгольского времени, а еще сказал, что он «клонится к окончательному разрушению, если к нему не будут приложены особые усилия ради его сохранения». То есть уже 120 лет назад иконописный шедевр был в критическом состоянии.
Начать восстановление памятника удалось лишь после революции — с благословения патриарха Тихона. Крупнейшие специалисты своего времени Игорь Грабарь и Александр Анисимов обнаружили, что икону поедает древесный жучок, а сама доска вздыбилась. Надо учитывать, что в то время шла борьба с религией, все церковные ценности нещадно громили, храмы рушили. Реставраторам удалось спасти икону и начать первые исследования. Примерно в то же время были открыты и знаменитая Владимирская икона, и «Троица» Андрея Рублева. Начались годы реставрации.
Реставрационное чудо
Сначала работы по сохранению Боголюбской иконы шли во Владимире, но в 1963 году ее все же решились перевезти в Москву — в реставрационный центр, получивший имя его создателя Игоря Грабаря. Почти 30 лет ушло на то, чтобы расчистить образ и укрепить живописный слой. В начале 90-х Боголюбская икона стала одним из первых образов, возвращенных из музея Русской православной церкви. Однако эксперимент потерпел фиаско. Икону разместили в Успенском соборе Княгинина монастыря — в специальной климатической витрине, внутри которой должны были поддерживаться необходимая температура и влажность. Но оказалось, что служки просто забывали включать витрину, а рядом постоянно ставили цветы, свечи и кадили благовония. В 2009 году это открылось. К тому моменту и без того хрупкий живописный слой почти превратился в труху, на иконе появилась плесень. Реставраторы не рискнули вывозить ее из Владимира и восстанавливали ее прямо во Владимиро-Суздальском музее, что находится рядом с Успенским храмом, где покоятся мощи Андрея Боголюбского. Так икона вновь оказалась совсем рядом с князем, волею которого она появилась на свет.
Шансы сохранить древний образ были невелики. Больше шести лет ушло на то, чтобы предотвратить развитие плесени и сохранить отслаивающиеся живописные слои. Но вместе с тем реставраторам удалось раскрыть первоначальный лик Богоматери. Руководил процессом реставратор высшей категории Центра имени Грабаря Александр Горматюк. «Я — как медик, моей миссией было спасти этот образ, как хирург спасает пациента. То, что у нас это получилось, иначе как чудом не назовешь. Важно, что это одна из древнейших икон, где сохранился лик. Например, на иконе Петра и Павла лица со временем разрушились. Пожалуй, только на «Троице» и Владимирской иконе Божией Матери сохранилась эта часть живописи», — рассказал реставратор «МК» на открытии выставки, где икону явили спустя десятилетия реставрации.
Это поистине знаковый проект. На втором этаже Владимиро-Суздальского музея создана экспозиция из трех залов. В первом перед зрителями стол с экраном, на котором можно видеть все этапы раскрытия живописи — от снимков, сделанных в начале ХХ века, до последних исследований. Видны и темное, почти абстрактное изображение столетней давности, и черно-белые фотографии с шелушащимся живописным слоем, и последний этап реставрации, где расчищены лик и руки. Первый зал дает подробное представление об истории бытования иконы с ХII века по сей день.
Во втором зале можно найти образы, которые сделали икону легендарной. Все знаменитые образа становились таковыми благодаря тому, что их множество раз копировали и размещали в храмах по всей стране. Список «Троицы» можно найти в каждой церкви. Но и Боголюбская, и Владимирская иконы не менее популярны, при этом они старше.
Последний зал переносит в почти что храмовую атмосферу. Туда нельзя заходить более чем десяти посетителям. Время созерцания тоже ограничено до 10–15 минут. В полутьме икона завораживает. Что самое интересное с музейной точки зрения, она не в климатической витрине, а лишь отделена от публики стеклянной перегородкой высотой по колено. Ничто не мешает увидеть все тонкости и детали. В помещении создан идеальный температурно-влажностный режим: 50–60% влажности и 17–18 градусов температура.
Эта выставка — образец того, как можно создать условия для древних иконописных шедевров, сохранив не только музейные условия, но и дав возможность верующим общаться с образом, как в церкви, даже лучше — здесь полное единение. Сейчас, когда остро стоит вопрос о том, в каком помещении будет находиться «Троица» Рублева, когда ее перевезут в Троице-Сергиеву лавру, это очень важный эксперимент. У выставки нет даты окончания. Возможно, будем надеяться, она станет постоянной, то есть знаменитая Боголюбская икона обретет дом в музейных стенах.
● ● ●
История Боголюбской иконы и правда чудо. Не раз она была на грани исчезновения, но, наверное, волею Бога и силами специалистов реставрационного дела сохранилась. Ее явление во Владимиро-Суздальском музее, возможно, знак, который укажет путь и принцип сотрудничества между музейными специалистами и РПЦ. В последние десятилетия, как раз начиная с 90-х годов, когда ту же Боголюбскую икону забрали из музея в храм и чуть не погубили, священнослужители и музейщики все время были на ножах. Давно пора объединиться, ведь и та, и другая стороны хотят одного — сделать так, чтобы иконописные шедевры сохранились для потомков и были доступны каждому как для молитвы, так и для любования. И то, и другое важно. Нельзя отменить художественную ценность произведений древних мастеров, но и их обрядовая значимость никуда не может деться. Быть может, это явление Боголюбской иконы сродни тому, что описано в легенде о князе, который основал маленькую империю на Владимиро-Суздальской земле. И главное — этот знак заметить и оценить.