Этот проект имеет двойное посвящение. С одной стороны — мастеру, чьи работы в экспозиции, — Владимиру Вейсбергу. С другой — Анне Чудецкой, которая готовила выставку, но не дожила до ее открытия. В конце прошлого года в Нижнем Новгороде ее сбила машина. Финальный раздел как раз об Анне Юрьевне, но и весь проект — дань почтения большому искусствоведу.
В первом зале зрителей встречают натюрморты и портреты, синонимичные Полю Сезанну. Вейсберг был фантастическим колористом и почитателем таланта французского импрессиониста. В этих работах 50-60-х годов проявляется его живописное мастерство. В фокусе его внимания самые простые предметы, вроде апельсинов, лежащих на столе, зонтика в прихожей, газеты. Даже моделей, а чаще это женщины, он пишет словно натюрморты. Потом многие натурщицы оставят воспоминания о том, что он писал их словно яблоко. В этих работах чувствуется тепло оттепели. Вейсберг играет на контрасте теплых и холодных тонов, создавая легкие впечатляющие образы.
Прологом к белому периоду, который начнется в 70-е, служит таблица, где художник исследует восприятие живописи. В частности, первый столбец озаглавлен «Опыт самонаблюдения за живописной информацией», в ней три пункта: информация мгновенная — она воспринимается как «чувственный сигнал»; информация длительная — воспринимается как «аналитический сигнал»; информация бесконечная — воспринимается как «подсознательный сигнал». К первой информации Вейсберг относит живопись Матисса, ко второй, длительной, Сезанна, к третьей — «самые высокие периоды творчества у многих живописцев обычно в конце жизни» (авторы не уточняются). Как раз в это время художник начал преподавательскую деятельность, в частности в школе повышения квалификации при МАРХИ. То есть его идеи не только прорастали внутри него, но и среди его учеников. Кстати, существует миф о том, будто бы Вейсберг не признавал авангарда. На самом деле это не так. Он восхищался «Черным квадратом» Малевича, но говорил, что, с его точки зрения, «Черный квадрат» «надо взять и написать», в том смысле, что прописать черный колористически с помощью мазков и оттенков. Именно это он делал в своем белом периоде. В разделе, который предшествует ему, можно найти работу «Арбуз и виноград» (1960), которая как раз является оммажем (посвящением) Малевичу.
Предваряет знаменитый белый период серия графических работ, где художник использует акварель, графитный карандаш и уголь. Для него это часть преломления его чувственного восприятия живописи. После него начинается живопись светом. Толчком для нее стал фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963 год), удостоенный двух премий «Оскар». В фильме мы наблюдаем музыкантов, которые превращаются в абстракции. Эти фигуры стали первым объектом, который Вейсберг изобразил в своем белом стиле. Картина называется «Девять колонн». Это почти сливающиеся с пространством холста высокие столбы. Примерно в то время Вейсберг получил собственную мастерскую на Арбате. Ее стены он тоже выкрасил в белый и постарался сделать все содержимое комнаты обесцвеченным. Такова его живопись с этого момента.
Все, что он ни писал, будь то женская фигура, цветы или конусы, шары и кубы, все написано цветом, где белый играет разными оттенками. Можно заметить, что одни его натюрморты с позолоченным отливом, словно отблесками солнечного света. Другие в зеленоватых тонах, как будто написанные на исходе дня. Однако финальная работа под названием «Азарх» (80-е) вновь возвращает цвет живописи Вейсберга. Перед нами скромная девушка в светлом платье ниже колен с опущенными глазами. Она написана на темно-зеленом фоне, сквозь который, тем не менее, струится белизна.
Владимир Вейсберг был из тех художников, которых не понимали современники, но понимали художники, искусствоведы и ценители искусства. Он, как и другие нонконформисты, не вписывался в советский официальный канон, однако спустя годы стал одним из главных мастеров своей эпохи. Гением, который искал выход из реальности и способ сохранить себя, обесцвечивая живопись. И все же его белый не абсолютно чистый. В нем много оттенков, акцентов, полутонов, междометий и многоточий.