МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Во Владимире после многолетней реставрации показали Боголюбскую икону

Один из древнейших образов показали почти в храмовой атмосфере в музее

В Музейном центре «Палаты» Владимиро-суздальского музея-заповедника открывается выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение», где после многих лет реставрации показывают в отдельном зале с приглушенным светом и климат-контролем древний образ.

Фото: Мария Москвичева

Икона с тысячелетней историей в начале 1990-х была передана во Владимирский Княгинин монастырь. В 2009-м выяснилось, что она содержалась в храме в неработающей капсуле, из-за чего на ней появился грибок и плесень. Реставраторы Центра Грабаря чудом ее спасли. Впервые можно увидеть результаты их многолетней работы.

Фото: Мария Москвичева

По легенде, Андрею Боголюбскому явилась сама Богоматерь, после чего он повелел написать икону. Она стала одной из самых почитаемых на Руси. В Боголюбове сохранилась церковь ХII века, где она находилась много веков. Из церкви был выход прямо в палаты великого князя, где его и убили заговорщики.

Фото: Мария Москвичева

Тем не менее икона осталась на своем месте, пока в 1732 году служители церкви не решили сделать небольшой ремонт и расширить окна. В итоге большая часть храма обрушилась. Образ был погребен под завалами церкви Богоматери несколько лет. Когда икону удалось откопать, ее подновили и выставили в Успенском соборе во Владимире, закрыв серебряным окладом. 

Фото: Мария Москвичева

Древнюю живопись неизвестного мастера открыл в начале ХХ века Игорь Грабарь. Началась многолетняя реставрация, прерванная войной и возобновленная только в 1950-х. 

Фото: Мария Москвичева

Самое сложное испытание выпало иконе в конце ХХ века. В начале 1990-х ее передали в Княгинин монастырь и там загубили. Просто забывали включать витрину с климат-контролем, ставили рядом цветы и растения. В результате на ней появился грибок, образовалась плесень. Это открылось в 2009 году. Специалисты Центра Грабаря, во главе с Александром Горматюком, чудом ее спасли. Причем Владимир образ не покидал. После окончания 10-летней реставрации икона хранилось в фондах Владимиро-суздальского музея-заповедника.

Фото: Мария Москвичева

Нынешняя выставка начинается как раз с истории ее реставрации, которая затянулась в общей сложности на сто лет. На столе в центре первого зала размещен экран размер в размер с икону, и на нем показано, как менялся образ с момента обнаружения экспедицией Игоря Грабаря и до сего дня. Рядом приведена хронология реставрации за век. Во втором зале представлены иконы, создававшиеся по мотивам Боголюбской, что передает ее значение для иконописной истории. 

Фото: Мария Москвичева

В третьем зале зрителей ждет встреча с самим образом. Сюда может заходить одновременно не более 10 человек и не более чем на 10-15 минут. Здесь созданы идеальный условия – 50% влажности воздуха и температура – 17-18 градусов. Приглушенный свет. Почти храмовая атмосфера. 

Фото: Мария Москвичева

Выставка Боголюбской иконы важна не только самим фактом показа древнего образа после многих лет реставрации. Она могла бы стать моделью того, как следует показывать хрупкие образы, чтобы и церкви угодить, и музейные условия соблюсти. Особенно сейчас, когда вопрос с экранированием «Троицы» остается открытым. Неизвестно, как рублевский образ чувствует себя в храме Христа Спасителя. Там тоже рядом цветы, и не факт, что капсула с климат-контролем держит нужную температуру и влажность. Эксперты опасаются комментировать ситуацию с «Троицей», но Александр Горматюк в разговоре с «МК» сказал, что для каждой древней иконы нужно создать свои условия.

Владимир

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах