В последние годы можно отметить, что среди молодых художников и выпускников арт-школ (таких как Свободные мастерские при ММСИ, Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, Открытые студии на «Винзаводе») все больше девушек-художниц. Аналогичная ситуация и при поступлении на скульптурное отделение московской Строгановки и на кафедру художественной обработки металла Академии Штиглица в Петербурге. То есть не остаются без внимания и традиционно мужские медиумы, требующие физической силы.
В советское время в художественных училищах и вузах, как и на выставках, преобладали представители мужского пола. В среде академистов, я даже слышала такие выражения, как: «Женщина-художник – не женщина!». Лев Кропивницкий, бывший учителем Оскара Рабина, по воспоминаниям самого художника не сомневался в будущем зяте и муже для своей дочери Валентины, но все же попросил ученика задуматься, нужна ли свободному художнику семья? Жена официального художника в советское время должна была быть и музой, и образованной, и вежливой, в идеале — иметь искусствоведческое образование, но не для карьеры в итоге, а чтобы создавать условия для работы мужа.
Для многих представительниц старшего поколения важно, чтобы их называли именно “художник”, потому что “художница” принижает профессиональный уровень. То же самое режиссер, скульптор, дирижер – традиционно “мужские” профессии. Оппозиция “мужское-женское” в советском обществе в тоже время была более эластичной. Номинально женщины и мужчины были уравнены в правах, но элементы патриархата сохранялись и в искусстве, и в быту. В 1970-е появились имена, которые смогли составить серьезную конкуренцию мужскому миру искусства — Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ольга Булгакова и др. А в 1990-е-2000-е формируется новое поколение художниц, некоторые из которых становятся международными звездами – Айдан Салахова, Ольга Тобрелутс, Ольга Чернышева и др. При этом, Айдан покинув мир арт-бизнеса, стала заниматься скульптурой в Карраре, Тобрелутс, продолжая следовать традициям Новой Академии, пишет масштабные полотна, в том числе батальные сцены. 1990-2000-е также запомнились целыми кураторскими проектами, посвященными женщинам-художницам.
На выставке «Женщина в искусстве» в выставочном зале «Объединения музеев Ленинградской области» (27.07.89 – 15.08.89. Куратор: Олеся Туркина) можно было увидеть более ста работ женщин художниц. Наряду с „женскими“ работами были выставлены и 22 „мужские“. Все под женскими псевдонимами - Ребекка Крецер (Тимур Новиков), Валентина Терешкова (Георгий Гурьянов), Ас Макграйс (Олег Котельников). На открытии выставки состоялся перформанс Владислава Мамышева‑Монро, ставший первым появлением художника в образе Мэрилин Монро на художественной выставке. Выступала группа «Колибри».
В 1991 “Сердца 4-х” Веры Погодиной в Доме офицеров на Фрунзенской набережной в Москве и “Женственность и власть(ъ)” ЦДРИ в Москве. Кураторы: Наталья Каменецкая, Ирина Сандомирская (экспозиционер – Олег Кулик).
В 2002 году в Третьяковке состоялась масштабная выставка «Искусство женского рода. Женщины-художницы в России XV-XX веков» (кураторы: Н. Каменецкая, Н. Юрасовская). То есть с опозданием, но вполне в тренде зарубежной рефлексии, как она начиналось, например, в Штатах в 1977 году выставкой «Женщины-художницы 1550-1950» Бруклинский музей, Нью-Йорк, кураторы: Линда Нохлин, Энн Сазерленд или в 1987 выставка «Американские женщины-художницы, 1830-1930» Национальный музей женщин в искусстве, в Вашингтоне.
В 2010-м в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспективная выставка «Zen d’art», целиком посвященная вопросам женского искусства, феминизма, гендера и представившая историю вопроса в отечественном пространстве. Эти выставки посещало большое количество людей, выпускались каталоги и научные статьи. Мила Бредихина, Наталья Каменецкая, Оксана Саркисян – считаются одними из наиболее авторитетных исследователей этой темы.
Одним из последних крупных проектов, посвященных женской проблематике, был фестиваль активистского искусства «МедиаУдар» на ЦТИ «Фабрика», проходивший с 2011 по 2016 годы.
В последние годы, несмотря на рост соответствующей литературы и образования в сфере современного искусства интерес к женской проблематике на уровне институций упал. В выставочных планах ГТГ на 2024-25 не запланировано ни одной выставки женщины-художницы. Последнее исследование Ассоциации галерей также показало, что мир искусства остается шовинистско-мужским, более 50% резидентов галерей членов АГА - мужчины. Возможно, это объясняется тем, что художники-мужчины, особенно старшего поколения превосходят и в количестве, и по цене авторов женщин, и среди платежеспособных коллекционеров также преобладают мужчины. Очевидно, что по-прежнему женщины недооценены арт-рынком и музеями. В этой ситуации продолжают развиваться частные инициативы и небольшие самоорганизации. Например, художница Ольга Божко организовала выставку, первая часть которой на тему силы в женском искусстве. В повседневной жизни эти понятия стереотипно закрепились соответственно за “мужской”, а “женской” идентичностью. Кураторский проект Ольги Божко в диалогической форме и средствами искусства предлагает подумать о том, что сила может быть не только “мужской” или “женской”, но также силой духа, силой мысли, физической силой, силой любви, эзотерической силой и так далее. 14 современных российских художниц с помощью графики, медиа и арт-объектов представят свои субъективные представления о “силе”, которая, как кажется, все больше переходит на сторону женщин в искусстве.