Анастасия Зверькова уже сняла документальный фильм «Земляк» об уроженце Мали, который выучил русский язык, переехал в Россию, водит в Иркутске трамвай и параллельно на местном телевидении сообщает прогноз погоды. Ее «Шэнэхэнская царица» - о бурятской певице Бадма-Ханде Аюшеевой, а «Свобода в квадрате» - о жизни человека в изоляции.
В своей игровой короткометражке «Без неба» про бывшего летчика она сняла Дмитрия Певцов, чем очень гордятся в Иркутске, поскольку в региональном кино все еще редко снимаются столичные артисты.
Теперь Анастасия и ее команда реконструировали утраченное интервью Вампилова 1970 года, а ради этого нашли 90-летнего Льва Сидоровского и попросили вспомнить их давний разговор, изучили дневники и записные книжки Вампилова. Априори любопытный опыт, который Анастасии Зверьковой помог осуществить иркутский продюсер и режиссер Юрий Яшников. Он энтузиаст своего дела, много сделавший для увековечения памяти Леонида Гайдая в Иркутске.
Художник-постановщик Тимофей Махнев воспроизвел интерьеры 1960-70-х. В иркутских музеях и в частных коллекциях нашли реквизит - гитару, печатную машинку, предметы, которых касался Вампилов.
На экране – пустая комната, но такое ощущение, что люди только-только покинули ее. Два стакана с горячим чаем на столе, над ними клубится пар. Тех, кто мог бы ту быть, вскоре появятся в виде графических портретов на бумаге. Один - 32-летний иркутский драматург Александр Вампилов, пьесу которого «Старший сын» недавно поставили в местном драматическом театре им. Охлопкова. Теперь перед его зданием установлен памятник драматургу. К моменту утраченного интервью Вампилов уже написал и «Утиную охоту».
Второй собеседник - командированный в Иркутск 36-летний ленинградский журналист газеты «Смена» и журнала «Аврора», уроженец Иркутска Лев Сидоровский. Он посмотрел «Старшего сына», был впечатлен талантом неизвестного автора. А приехал на родину, чтобы написать статью о сибирской молодежи, в итоге взял первое и единственное большое интервью у Вампилова. Герои фильма становятся видимыми, благодаря художнику анимации, представительнице иркутского стрит-арта Екатерине Лазаревой.
Вампилов рассказывает интервьюеру о том, что отец назвал его Александром в честь Пушкина, о своих бурятских корнях и Черемхово, где родился. Его отец был директором школы, внуком ламы — буддийского священника. А мама работала учителем математики в той же школе, что и отец. Она была дочерью православного священника, служившего в иркутском Кафедральном соборе, а после смерти мужа одна воспитывала четверых детей.
Александр Вампилов тоже был журналистом, работал в иркутской газете «Советская молодежь». Сохранились кадры, когда-то там снятые. Вампилов вспоминает свои поездки по Сибири, о том, как писал очерки и фельетоны. Побывал он в Москве, жизнь которой показалась интересной, а люди задумчивыми.
В подтверждение его слов на экране дается кинохроника столичных улиц. Женщина среди шумной толпы думает о чем-то своем, словно находится не здесь. Вампилову близок О’Генри, нравится Федерико Феллини. Как только он об этом заговорит, тут же показывают хронику его пребывания в СССР, и мы увидим рядом с итальянским мэтром советскую красавицу Зинаиду Кириенко. Герои очерков Вампилова тоже материализуются в виде анимационных персонажей. Они статичны, им не хватает энергии, которую способны привнести опытные аниматоры.
На экране — Хрущев, Брежнев, кадры из фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», которые многими воспринимаются как документальные, как хроника поэтического вечера в Политехническом музее с участием в том числе и сибиряка Евтушенко, что особо подчеркивается. Но эти сцены постановочные, все было организовано Хуциевым ради съемок игровой картины.
Неопытный Вампилов выражает сомнение в том, будет ли опубликовано его интервью. Сидоровский уверяет, что все получится. Он сделает несколько фото, приехав в Ленинград, сдаст текст, но он не выйдет. И не потому, что смутил кого-то суждениями Вампилова. Просто было много других материалов, и их предпочли беседе с малоизвестным сибирским драматургом.
Но и вопросы, прозвучавшие с экрана, кажутся не самыми интересными. Это не тот текст, за который можно было биться. Фото куда-то исчезли вместе с неопубликованным интервью. Диктофонов тогда не было, и журналист все записывал в тетрадь. Черновик не сохранился.
Спустя два года после интервью Вампилов погиб на Байкале. Он был в лодке, которая перевернулась, сумел доплыть до берега, но упал. Его сердце остановилось. Для многих такая версия развития трагических событий станет открытием, поскольку считается, что Вампилов утонул в холодном Байкале в результате переохлаждения, не смог выплыть. Произошло это за два дня до его 35-летия.