Надо сказать, что к премьере в Москве спектакдь «откатали» в Севастополе и Симферополе ещё в августе. Это последнее творение основателя «Кремлевского балета» Андрея Петрова, а соответственно, в нем должны были быть заняты кремлевские артисты, да и сам балет задумывался как копродукция «Кремлевского балета» и Донецкого театра оперы и балета. А премьеру Андрей Петров намеревался показать в Кремлевском дворце, на сцене которого, хочется надеяться, балет ещё появится.
Андрей Петров до премьеры не дожил, но балет вчерне успел закончить. После его смерти проект довели до выпуска худрук Донецкого театра Вадим Писарев и работавшие с Петровым ассистенты Валерий Рыжов и Жанна Богородицкая. В балете были заняты лишь два премьера и прима «Кремлёвского». В патовой ситуации на выручку пришел Марийский театр оперы и балета из Йошкар-Олы, и балет оказался выпущен как копродукция сразу трех театров. Главных героев станцевали премьеры Кремлевского балета: Екатерина Первушина, Даниил Росланов, Михаил Евгенов. В остальных ролях и массовых сценах заняты артисты Донецкого и Марийского театров.
Балет «Война и мир» создан Андреем Петровым на музыку Вячеслава Овчинникова, который был автором музыки и к одноименному фильму Сергея Бондарчука. Некоторые использованные в фильме темы возникли и в балете. В романе Толстого более 550 персонажей – вымышленных и исторических. Петров ввел в свой балет, разумеется, не всех, но в своем либретто (совместно с Виктором Добросоцким) умело вычленил действие таким образом, что в балете выведены смыслообразующие эпизоды и основные герои.
Вводит в свой спектакль Петров и символические фигуры. Одной из главных, например, становится образ Войны, с соло которой балет и начинается. Затем он неоднократно возникнет как образ коронованной красавицы, искушающей императора и подталкивающей его к войне с Россией, как кровожадный образ, наслаждающийся страданиями раненых и видом убитых, как поверженный образ уже бывшей красавицы, угрюмо едущей в обозе отступающего Наполеона.
Петров органично использует приемы драмбалета, умело сочетает танец и пантомиму, контрастные противопоставления сцен мира (бал в салоне Анны Павловны Шерер или сцены в имении графа Безухова, бал Наташи Ростовой) и сцен войны с эффектно выстроенными батальными эпизодами. Многочисленные монологи, дуэты, адажио, чередующиеся с массовыми сценами, построены у хореографа на основе классической лексики. Гармоничный язык классического балета – основное выразительное средство, которое он использует, хотя в сценах народного гуляния по случаю победы России балетмейстер стилизовал и русские народные пляски. Сценам народной войны, крестьянам и партизанам уделено в спектакле немало места.
Петров – мастер создания дуэтов, и на них держится весь спектакль. Это и великолепный первый вальс Наташи Ростовой и влюбленного в неё князя Болконского, ставший финальным аккордом первого акта, и последний предсмертный дуэт Андрея Болконского и Наташи на фоне Вечности. Плывущие декорации, изображающие космос и мироздание, павших героев и святых, прекрасно разработаны художником и постоянным соавтором последних работ Петрова Григорием Беловым. Помогают погрузится в начало XIX века и прекрасные костюмы, созданные Беловым и Ольгой Полянской.
Без участия артистов «Кремлевского балета» спектакль вряд ли бы смог иметь такой успех, какой он имел на сцене Большого. Именно они несли на себе основную смысловую и танцевальную нагрузку и справились с этим превосходно. Екатерина Первушина в роли Наташи Ростовой была органична и женственна. В дуэте с ней показали свои партнерские и артистические качества Даниил Росланов и Михаил Евгенов. Михаил Евгенов настолько преображается в немного нелепого и смешного, но глубокого и искреннего Пьера Безухова, что его невозможно узнать.
Осуществился последний проект Андрея Петрова только благодаря самоотверженной работе артистов «Донбасс Оперы», которые органично вписались в спектакль, и их руководителя Вадима Писарева. Петров создал два варианта спектакля, и один из них предполагает полную адаптацию балета на труппу Донецкого театра без участия артистов других театров. Уверенность в том, что танцовщики «Донбасс Оперы» успешно справятся со сложной петровской хореографией, даёт дуэт донецких артистов Валерия Видманкина (Николай Ростов) и Виктории Гурбий (княжна Мария). Всем артистам, занятым в спектакле удалось почувствовать и воплотить то, что вкладывал Андрей Петров в замысел – показать на сцене насколько тонка и призрачна грань между войной и миром, где на равных существуют любовь и ненависть, уважение и презрение, а главное – высочайший патриотизм.