Литургия в Успенском соборе Кремля началась с явления главной героини «во плоти». Священнослужители на руках вынесли образ Казанской иконы Божией Матери, а Патриарх Кирилл заявил, что это и есть та самая пропавшая больше века назад святыня. По его словам, экспертиза подтвердила, что это икона создана в XVI веке. Долгое она считалась точной копией знаменитого образа, но теперь пришли к выводу, что «не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о чудотворном образе, о том самом образе, перед которым и Минин, и Пожарский молились».
Здесь уместно вспомнить историю явления и исчезновения одной из самых чтимых икон на Руси. Считается, что явилась она в Казани в 1579 году, во времена царствования Ивана Грозного. Казань царь взял за 27 лет до этого события, а в 1579 город почти полностью сгорел. Согласно преданию, 9-летней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска, во сне явилась Богоматерь, которая повелела отыскать ее образ в пепелище. Сон повторялся вновь и вновь. В итоге девочка вместе матерью с священниками, которые поначалу сомневались в рассказах ребенка, отправились на поиски и нашли среди пепла икону, завернутую в сукно. Она лежала в печи. После этого мусульманская Казань отстроилась заново, постепенно приняла русские традиции и перестала с опаской смотреть на христиан.
Спустя несколько десятилетий после смерти Ивана Грозного Россия погрузилась в смутные времена. Борьба за власть ослабила государство, поляки решили его захватить и взяли Московский Кремль. Ополчение Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина выдвинулось из Нижнего Новгорода, чтобы освободить столицу от захватчиков, по пути к ним присоединились казанцы, а вместе с ними и Пресвятая Богородица. Ее образ нести во главе ополчения. Накануне штурма Кремля ополченцы выдержали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. После освобождения Москвы они прошли по Кремлю крестным ходом, неся впереди икону-заступницу.
Согласно Никоновской летописи, после освобождения Москвы князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Оттуда в 1636 году он был перенесен в только что построенный Казанский собор на Красной площади.
Икона вновь помогла русским воинам в 1812 году. Считается, что генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов молился перед ней накануне решающего сражения с французами. А также, что молитвы ей помогли генералам Михаилу Милорадовичу и Матвею Платову разгромили арьергард войск французского маршала Даву под Вязьмой.
Уже в ХIХ веке не было полной ясности, где находится той самый оригинал, который по преданию явился девочке после пожара. Большинство авторов сходятся в том, что он все-таки оставался в Казани – в Богородицком монастыре. А великие военачальники молились спискам, которые получили широкое распространение уже в конце XVI века.
Из Казанского Богородицкого монастыря икона пропала в 1904 году. Дело в том, что еще при Екатерине II по приказу императрицы образ был облачен в драгоценный оклад. Вместе с иконой были украдены деньги из свечных ящиков. Воров нашли – их предводителем оказался 27-летний крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян), ему помогали сообщники. На суде Стоян отрицал участие в краже, но следствие пришло к выводу, что похищенную икону он сжег. Варфоломея приговорили к 12 годам каторги, и в 1916 году он умер в Шлиссельбургской крепости. Однако уже тогда были сомнения в заключении следствия.
Есть две версии, которые говорят о том, как икона уцелела. Первая гласит, что на самом деле злоумышленник продал ее за огромную сумму старообрядцам. Вторая версия говорит о том, что реликвия вообще не была украдена, поскольку игуменья монастыря на всякий случай на ночь заменяла образ на копию. То есть вор вынес не подлинник, а список.
Последние 20 лет вокруг Казанской иконы то и дело возникали разные версии. Например, было предположение, что оригинал находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Однако искусствовед, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёв Наталья Чугреева опровергла это предположение. Оказалось, что образ относится ко второй половине XVIII века.
Патриарх Кирилл, конечно, выступил эффектно и вовремя. В самые смутные времена верующую обращают свои молитвы именно к Казанской Божьей Матери. Однако вместе с иконой он не предъявил убедительных доказательств, которые подтвердили бы, что это тот самый иконописный образ. Для того, чтобы его утверждение было апробировано искусствоведческим сообществом, нужны более подробные разъяснения: какие специалисты и по каким признакам сделали вывод о подлинности иконы. Но, даже если научные изыскания будут предъявлены, все равно останутся сомнения, ведь история бытования образа запутана и до конца не известна. Пока можно говорить лишь о том, что мы стали свидетелями яркого жеста в День народного единства, который войдет в историю новой России.