«Переходя во второе столетие, естественно, подводишь итоги, — говорит Сергей Газаров. — Ни один эпизод из минувшего столетия я не хотел бы оставлять в стороне. Мы всех берем в следующее столетие».
Прошел год с того момента, как президент Театра сатиры Александр Ширвиндт разрезал ленточку на детской сцене на Спортивной, где будут идти спектакли только для юной аудитории. До Нового года там состоятся две премьеры. В труппе более 120 артистов, и надо дать каждому возможность проявить себя. «Артист должен работать, а детские спектакли — тяжелый продукт, — говорит худрук. — Тем не менее в двух премьерах, а это «Коза Луиза» и цифровая «Дюймовочка», участвуют наши народные артисты. Ветераны дерутся за роли». «Дюймовочку» «оцифровали», поскольку, по словам Газарова, детей без гаджетов сегодня не бывает, и они их держат вместо соски. Продолжается работа над программой «Классика в современном прочтении», старт которой дал лермонтовский «Маскарад». В классике найдут новый срез и необычные оттенки, а для ее воплощения задействуют оркестр.
У театра четыре сцены. Одну из них — «Прогресс» — ждет реконструкция. Два года потребовалось на разработку новой концепции (ее автором стал художник Евгений Митта), последующие экспертизы, расчеты, согласования. Скоро механизм будет запущен. Ждут перемены и основное здание на Триумфальной площади. Когда-то там располагался конный цирк Никитиных. Его купол сохранился и тоже будет обновлен. Старое соединят с новым — появится медиафасад.
В ближайшее время нас ждет премьера «Ивана Васильевича» по пьесе Михаила Булгакова в постановке Сергея Газарова, создававшаяся для этого театра. Шли репетиции, но спектакль так и не сыграли. «Мы решили вернуть его театру, — сказал Газаров.— Очень необычная история у нас получилась, и во многом благодаря художнику-постановщику Владимиру Арефьеву». Обещают, что все будет не так, как в знаменитом фильме Леонида Гайдая, но сравнения неизбежны. Роль царя сыграет Юрий Васильев, который служит в театре с 1976 года. «Я счастливый человек, — говорит он. — Меня приглашали в шесть московских театров, а я выбрал Театр сатиры. Мой выбор оказался верным. Ничего бы не хотел менять в своей жизни. Я работал с Валентином Плучеком, в «золотой век» нашего театра, когда на сцену выходили Папанов, Миронов, Мишулин, Аросева. Помню времена, когда зрители ночью жгли костры, чтобы утром первыми получить два билета на спектакль. Я работал с разными режиссерами, вплоть до Антуана Витеза. Когда только пришел в театр, у меня было 34 спектакля в месяц, участвовал в массовке. Потом я работал под руководством Александра Анатольевича Ширвиндта. Он на меня так орал, что я сказал: «На меня так папа не кричал, как вы». На что он ответил: «Спросите у моих домашних. Я кричу только на тех, кого люблю».
Еще одна премьера — «Пигмалион» в постановке режиссера и художника Виктора Крамера. В апреле планируется «Севильский цирюльник» Бомарше. Его поставит Юрий Муравицкий, от которого ждут «вольного хождения в собственной фантазии». Еще до принятия окончательного решения о возможности постановки этой пьесы у Газарова состоялся диалог с Ширвиндтом: «А не замахнуться ли нам на «Фигаро»? — «Без Андрюши (Миронова. — С.Х.) это невозможно». Посмотрим, кто был прав.
Накануне сотого сезона Ширвиндт был склонен к философствованию: «Когда долго живешь, то думаешь: зачем? Но выхода нет, раз ты родился. Надо как-то приспосабливаться. Идет повсеместный процесс ухода мастеров, и он все убыстряется. Надежда одна — сопротивляться ощущению того, что все уже было. Мы проживаем жизни и не помним, что нужно жить сегодня». Александр Анатольевич заговорил о том, что надо сопротивляться монотонности пропаганды, которая сродни пошлости, поскольку деформирует великие понятия «Родина» и «патриотизм». Он вспоминал старую Москву, дом, в котором родился, школу, куда ходили дети вождей, и их не подвозили на машине, а высаживали, не доезжая до места. Ширвиндт вспоминал легендарный кинотеатр повторного фильма: «Мы сбегали с занятий с одноклассниками, чтобы попасть в 8.30 на сеанс «Танкера «Дербент». Я его знаю наизусть до сих пор. Посмотрев фильм, мы съедали на бульваре бутерброд и шли на 11-часовой показ «Танкера «Дербент» в «Художественный». Москва, о которой вспоминал Ширвиндт, с ее фруктовыми магазинами, ливерной колбасой, исчезнувшими домами, безвозвратно ушла. Театр сатиры он называет малой родиной. В юбилейном сезоне мэтр готовится к гастролям в Узбекистане, где отметит 50-летие со дня своего давнего посещения этой прекрасной республики. А «Ивана Васильевича» покажут в Санкт-Петербурге.